Оскорбление чувств верующих: статья 148 ук рф

Вера в высшие силы или неверие в них – личный выбор человека. Право на свободу вероисповедания закреплено в 28 статье Конституции РФ. Соответственно, любое оскорбление чувств верующих является преступлением, наказание за которое содержится в 148 статье УК РФ.

Что такое религиозные чувства?

Любой гражданин РФ имеет право совершать ритуальные действия, предписанные его религией, и не быть при этом порицаем или осмеян. В уголовном праве однозначно не сказано, что именно оскорбляет чувства верующих, но из содержания 148 статьи это можно вывести:

  • Публичное оскорбление религиозных чувств.
  • Препятствие осуществлению религиозных действий.
  • Хулиганство в местах совершения религиозных действий.

Изменения в законодательстве, принятые в 2013-м году, криминализировали данные действия и ужесточили административное и уголовное наказание за оскорбление чувств верующих. Однако критики данной нормы права отмечают, что она не наказывает за оскорбления атеистов.

Состав преступления

Рассматривая факты оскорбления, правоохранители обязаны выделить ключевые элементы состава преступления:

  • Объект – свобода вероисповедания.
  • Объективная сторона – любые формы препятствия совершению религиозных обрядов.
  • Субъект – человек в возрасте от 16 лет, признанный дееспособным.
  • Субъективная сторона – прямой умысел хулиганских действий, связанный с религиозным контекстом.

Оскорбление чувств верующих: статья 148 УК РФ

Также важным аспектом является регистрация религиозной организации. Оскорблением чувств верующих будут считаться только действия в отношении тех религиозных объединений, которые признаны юридическим лицом.

Ответственность по КоАП и УК РФ

До 2013 года в уголовном праве данное правонарушение не фигурировало, за него наказывали только в рамках административного права.

Сейчас есть уже упомянутая выше 148 статья, а также статья 282 «Возбуждение ненависти или вражды, унижение человеческого достоинства».

По данной статье могут осудить, если оскорбление чувств верующих сопряжено с насильственными преступлениями, использованием оружия, разжиганием ненависти к конкретной группе людей.

В КоАП конкретной статьи за данный вид правонарушений нет, но в статье 5.26 косвенно упомянуты действия подобного рода. Поэтому именно эту статью используют для назначения административных штрафов за публичное осквернение или уничтожение:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

  • Телефон в Москве и Московской области: +7 (499) 653-79-33
  • Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области: +7 (812) 332-54-12
  • Бесплатная горячая линия по всей России: 88006003901
  • Религиозной литературы.
  • Культовых вещей или сооружений: икон, крестов, статуй, могил и т.п.

Если эти предметы были уничтожены без преследования целей оскорбления религиозных чувств, то это будет административное нарушение. В ином случае – уголовное преступление.

Оскорбление чувств верующих: статья 148 УК РФ

Уголовная ответственность

В рамках 148 статьи УК за оскорбление чувств верующих предусмотрено уголовное наказание за обычное оскорбление и за квалифицированное (с отягчающими обстоятельствами).

Простое оскорбление предусматривает:

  • Штраф до 300 тысяч или доход за 2 года.
  • Обязательные работы до 240 часов.
  • Принудительные работы или лишение свободы до года.

Если же эти действия совершены в местах для богослужения, то санкции ужесточаются:

  • Штраф до полумиллиона рублей (доход до 3 лет).
  • Обязательные работы на 480 часов.
  • Принудительные работы или лишение свободы на 3 года.

Нужно учесть, что препятствие функционированию религиозных организаций не может быть наказано лишением свободы.

Угроза насилием или его применение, а также использование служебного положения, является отягчающим обстоятельством. В этом случае предусмотрены следующие виды наказания:

  • Штраф до 200 тысяч рублей или доход за год.
  • Обязательные работы на 480 часов.
  • Исправительные работы на 2 года.
  • Принудительные работы или лишение свободы на год.

Это преступление лёгкой тяжести, поэтому рассматривается оно в мировом суде.

По 282 статье УК РФ за оскорбление чувств верующих могут привлечь в случае их публичного высказывания и при содержании в высказываниях призывов к насилию или вражде. Максимальное наказание в этом случае – 6 лет лишения свободы.

Применение такой статьи в УК РФ было воспринято неоднозначно среди людей. Многие вышли на протестные акции против применения статьи 148 УК РФ.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/statya-148-v-chem-sut-oskorbleniya-veruyushhix-kak-ugolovnogo-prestupleniya/

Оскорбление чувств верующих (статья 148 УК РФ)

Оскорбление чувств верующих: статья 148 УК РФ

Оскорбление чувств верующих – это сложный вопрос современного законодательства. На сегодняшний день вопрос о смысле изменений в законодательной базе по вопросу оскорбления чувств верующих остается открытым. До сих пор не учтено, что конкретно является «оскорблением чувств», какие именно религии защищены, как именно будет регулироваться вопрос о контроле над антирелигиозными высказываниями в 2020 году.

Статья 148 УК РФ и комментарий к ней

1.

Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, —наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, —наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.3. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний —наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:а) лицом с использованием своего служебного положения;б) с применением насилия или с угрозой его применения, —наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

Закон, регламентирующий права верующих (ст. 148 УК РФ) был изменен в 2013 году. Раньше уголовное наказание предусматривалось лишь за действия, препятствующие отправлению религиозных служб и препятствующие деятельности религиозных организаций. Теперь же преступными считаются любые действия, совершенные публично и оскорбляющие чувства представителей различных конфессий, то есть речь идет о проявление неуважения к тем членам общества, которые являются приверженцами той или иной религии. Интересно, что особой необходимости в такой редакции не было, так как в УК РФ уже есть подобные статьи, которые говорят об уголовной ответственности в случаях:

  • проявления открытого неуважения к членам общества, в том числе и к верующим;
  • разжигания вражды в обществе, в том числе и на почве вероисповедания;
  • осквернения культовых зданий и сооружений, прямом вандализме.

Также интересно, что статья, подобная современной 148, уже была в отечественном законодательстве и действовала на протяжении нескольких лет (с 1993 по 1996 годы). Единственным отличием той статьи от современной является тот факт, что квалификационным признаком считалась публикация своих оскорблений в СМИ.

Теперь этот вопрос не рассматривается столь детально. Также в законодательстве существует административная статья, которая накладывает административное наказание за правонарушение в конфессиональной сфере, хотя напрямую речь об оскорблении верующих и их чувств в ней не идет.

КОАП РФ регулирует лишь свободу совести и вероисповедания, а также предусматривает наказания за вандализм в отношении культовых сооружений и символики.

Таким образом, получается, что особой необходимости в столь радикальном редактировании закона не было, но, все-таки, было принято решения ужесточить меру юридической ответственности за правонарушения в этой области.

Не проступок, а преступление

Итак, еще раз уточним: оскорбление чувств верующих теперь не проступок, но преступление. Естественно, у него есть определенные квалификационные признаки:

  • публичность;
  • проявление явного неуважения к обществу;
  • оскорбительная форма (явно читающаяся, без контекста, оскорбление – это, прежде всего вещь, которая может привести к занижению самооценки и психологической травме).

Вообще вопрос о том, как отличить оскорбления от банальной характеристики (личностной, например) очень сложен. Юристы говорят о том, что у оскорбления есть ряд специфических признаков:

  • оскорбления должны быть адресными, и оскорбитель должен понимать и даже предполагать, что его высказывание дойдет до адресата;
  • оскорбление – это высказывание, негативно характеризующее верующего или верующих;
  • оскорбление – это высказывание, выраженное через мат, брань или иную другую отрицательную форму;
  • оскорбление – это публичное высказывание;
  • оскорбление – это высказывание, оскорбляющее и унижающее честь и достоинство верующего человека.

Последний признак преступления ставит очень многих правоохранителей в тупик, так как он прямо указывает на необходимость доказать прямой умысел, то есть прямое желание оскорбить именно чувства верующих.

Это довольно сложная процедура, как с юридической, так и с философской точки зрения.

Любому адвокату или прокурору придется доказывать, что злоумышленник знал и понимал, что он делал и желал именно оскорбить, тогда как злоумышленник может «напирать» на то, что он не знал и не предполагал подобных последствий своих деяний.

Наказуемые деяния

Привлекать к уголовной ответственности по этой статье возможно лиц (или лицо), которые совершили противоправные действия в отношения религиозной организации, то есть:

  • откровенно и грубо высказывались в адрес ее адептов;
  • пытались сорвать религиозные мероприятия;
  • причинили вред имуществу религиозной организации;
  • угрожали членам религиозной организации.

Речь об религиозных организациях в статье не случайна. В России все объединения верующих делятся на два больших типа: группы и организации. Первые – официально зарегистрированные и действующие на территории страны не менее 1 года. Вторые – добровольные объединения, от которых не требуется официальная регистрация.

То есть, чтобы привлечь к ответственности человека, который совершил незаконное действие оскорбившее чувства верующих, самим верующим нужно быть объединенным именно в организацию. Естественно, в случае отсутствия религиозной организации привлечь хулигана к ответственности тоже можно. Но «в ход» пойдут другие статьи.

Все ли религии одинаково защищены?

Очень многих верующих волнует этот вопрос. Здесь важно помнить один момент: Россия – светское государство и, соответственно, официальной государственной религии в стране нет.

И православное христианство, и буддизм, и ислам, и иудаизм одинаково защищены законом.

Читайте также:  Как проверить полис осаго на подлинность по номеру на сайте рса

Более того, существующие на сегодняшний день национальные религии и даже язычество также защищены, и правоохранители не делают разницы между конфессиями.

Источник: https://wikilaw.ru/ugolovnoe-pravo/statya-148-uk-rf/

Оскорбление чувств верующих – статья 148 УК РФ

Оскорбление чувств верующих: статья 148 УК РФ

  • Под оскорблением чувств верующих в тексте действующей редакции УК Российской Федерации понимается следующее.
  • Публичные действия или умышленные высказывания, направленные против чьей-либо религиозности.
  • Умышленное непристойное, противоправное поведение, совершенное в местах богослужения.
  • Незаконное вмешательство в работу религиозных организаций.
  • Эти же действия, совершенные насильственно или с угрозой, а также с превышением своих рабочих обязанностей.

Включение поправок, расширивших ст. 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповедания» произошло в 2013 году. До этого лица, совершившие вышеуказанные деяния, могли попасть под ответственность статей 213 «Хулиганство», 214 «Вандализм» и 282 «Возбуждение ненависти и вражды» Уголовного кодекса.

Стоит отметить, что каждая из них содержит специальный пункт, в котором говорится о религиозных мотивах преступления.

В 2012 году, на волне резонансного дела Pussy Riot, возникла инициатива создания закона, который бы защищал духовные интересы лиц того или иного вероисповедания. Сами участницы в то время были осуждены за хулиганство.

Был разработан проект статьи 243.1 УК РФ «Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания», но в итоге была только дополнена и переименована статья 148.

Разбор понятий: что приведёт под суд?

Новые поправки по сей день вызывают немало споров как среди простых граждан, так и профессиональных юристов. Их причина — в расплывчатости терминов закона. В его тексте нет точного определения ни для слова «верующий», ни для того, что относится к спектру его чувств.

Самым очерченным из её понятий является оскорбление, то есть целенаправленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Не всякое высказывание, которое повлекло за собой чью-то обиду, можно отнести к оскорблению. Специальная экспертиза относит к таковым лишь высказывания, которые:

  1. Имеют явный умысел;
  2. Содержат непристойную лексику;
  3. Являются негативными по отношению к представителю (или их группе) какой-либо религиозной организации;
  4. Носят публичный характер;
  5. Направлены на унижение чести и достоинства потерпевших.

Грубо говоря, уголовное дело можно возбудить в том случае, если один человек целенаправленно оскорбляет другого на почве его религиозных предпочтений.

Этим охват закона не ограничивается. Под него также попадает непристойное поведение в местах религиозного поклонения, а также воспрепятствование деятельности духовных организаций. Остановимся на последнем понятии.

Согласно ФЗ религиозные объединения разделяются на группы и организации, и ответственность наступает лишь при вмешательстве в деятельность вторых.

В обоих случаях они построены на добровольном объединении людей, разделяющих какую-либо веру. В чём тогда разница? Организация должна пройти соответствующую регистрацию, насчитывать более 10 прихожан и существовать не менее 15 лет.

  1. В случае, если задеты духовные чувства представителя какой-либо группы, он может возбудить дело и по другим статьям, которые предусматривают оскорбление, либо защищать свои интересы в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
  2. Принадлежность потерпевшего к группе или организации, не имеет значения, если были осквернены святыни, мощи и иные объекты сакрального значения.

Ответственность

Статьёй предусмотрены следующие виды наказания:

  • Штраф до полумиллиона рублей;
  • Взыскание дохода осуждённого за период от одного до трёх лет;
  • Общественные работы;
  • Арест, ограничение или лишение свободы до трёх лет;
  • Запрет на занятость в следующих сферах: педагогической (работой с детьми до 18 лет), гражданской и государственной службе (МВД, ФСИН и т. п.), авиации. Срок запрета – до двух лет.

Поправки в закон были внесены с целью защитить категории граждан, которые разделяют ту или иную веру.

К сожалению, отсутствие точных определений некоторых терминов, а также возможность отнести действия правонарушителей к ряду других аналогичных статей Уголовного кодекса затрудняют практику дел, возбуждаемых конкретно по этой статье.

Источник: https://jurysti.ru/oskorblenie-chuvstv-veruyushhih-statya-148-uk-rf/

Оскорбление чувств верующих: статья 148 УК РФ

Оскорбление чувств верующих является преступлением. Если в процессе возникновения конфликтов на религиозной почве в сторону определенного физического лица были брошены оскорбления, то обидчик должен быть наказан.

Я являюсь представителем христианского вероисповедания, и недавно мои чувства были достаточно грубо оскорблены. Терпеть я это не захотел.

В связи с этим я обратился к юристу, узнал о законе, который в данном случае вступает в силу, а также какие именно действия считаются преступлением. Обо всем этом я как раз и расскажу в данной статье.

В результате мне удалось привлечь обидчика к уголовной ответственности.

Закон об оскорблении чувств верующих

В мире существует далеко не одна религия, и, соответственно, физические лица вправе самостоятельно выбирать ту, которая им ближе. На территории Российской Федерации проживают представители различных религий.

Однако не все люди умеют держать себя в руках и вести прилично. Довольно часто возникают конфликты, в результате которых представитель одной религиозной группы оскорбляет члена другой группы.

Данные действия являются противоправными, поскольку все религии в мире считаются равными.

Статья под номером 148 УК РФ посвящена оскорблению чувств верующих. Произведено данное нарушение может быть разными способами. В связи с этим акт подразделяется на четыре основных части.

Какие бывают составы преступлений

Законодательный акт под номером 148, находящийся в Уголовном кодексе, посвящен нарушению прав свободы вероисповедания. Осуществлено данное противоправное действие преступником может быть по-разному. В связи с этим в статье выделено четыре следующих состава преступления:

  1. Публичные оскорбления. Чувства верующих могут быть задеты в публичном порядке. То, было адресовано оскорбление в адрес конкретного представителя религии либо в сторону всей группы верующих, роли не играет. Если высказывание физического лица являлось неуважительным по отношению к обществу и было изречено с целью оскорбления чувств верующих, то в силу вступает первый пункт все той же 148 статьи.
  2. Оскорбления, сделанные в местах для богослужений. Кроме самой сути правонарушения, значение имеет и то, где оно было совершено. Если за действиями физического лица был замечен состав преступления, описанный в первом пункте, то необходимо сделать акцент на месте, в котором это произошло. В случаях оскорблений, сделанных в местах, которые были отведены для проведения богослужений, действует второй пункт статьи. Также данная часть акта актуальна и в случаях оскорблений в местах, предназначенных для осуществления религиозных обрядов.
  3. Действия по воспрепятствованию. Может быть и так, что определенное физическое (юридическое) лицо проявляет действия, направленные на препятствование деятельности каких-либо религиозных групп. Например, представителям некой религии могут не давать провести богослужение либо определенный обряд. Действия подобного характера также расцениваются как оскорбления чувств верующих. Наказания в данном случае выносятся на основании третьего пункта 148 статьи.
  4. Препятствование особым способом. Иногда происходит и так, что действия, которые изложены в третьей части статьи 148 за оскорбления чувств верующих, были оказаны физическим лицом путем злоупотребления служебным положением. В таких случаях актуален четвертый пункт законодательного акта. То же самое касается и случаев, когда воспрепятствование было проявлено с использованием насильственных действий, а также угрозами.

Обращаю внимание, что для того, чтобы привлечь преступника к уголовной ответственности, жертве необходимо доказать, что ее религиозные чувства были задеты. Сделать это можно с помощью свидетельских показаний, аудио- либо видеоматериалов и так далее.

Если оскорбленное физическое лицо решило предоставить аудиозапись, то юристы рекомендуют дополнительно приложить к ней документ, который содержит письменный вариант звучащего текста.

Однако если слышимость является прекрасной, то делать это вовсе не обязательно.

Какие наказания ожидают преступников

Если физическое лицо осудили по первому пункту акта под номером 148, расположенного в Уголовном кодексе, то самым мягким видом наказания является штраф. Верхний лимит удержания составляет 300 000 рублей.

Что касается минимальной суммы штрафа, то она не установлена. Также с осужденного могут вычитать его основной заработок на протяжении двух лет. Еще на год могут утвердить выполнение принудительных работ. На такой же период могут лишить свободы.

Кроме того, возможны обязательные работы, но не более 240 часов в сумме.

Если же оскорбление религиозных взглядов подлежит осуждению по второму пункту статьи № 148, то также удерживается штраф. Однако его максимальная сумма повышается до пятисот тысяч рублей.

Что касается удержания заработной платы, то производиться данное действие может в течение целых трех лет. На такой же срок (как максимум) утверждаются принудительные работы. Не более 480 часов осужденного могут заставлять трудиться на обязательных работах.

Помимо того, на три года применим такой вид наказания, как лишение свободы.

Следует отметить, что осужденного по статье № 148 (вторая часть) могут не только лишить свободы на три года, но и ограничить в ней на период, равный одному году.

Что касается ответственности по третьей части статьи 148 УК РФ за оскорбление чувств верующих, то также действуют штрафные санкции. Максимальная сумма удержания равна 300 000 рублей.

Заработок забирают в качестве альтернативы штрафа, но не более двух лет. Обязательные работы накладываются на период до 360 часов. Исправительные работы могут действовать максимум год.

Также возможно применение ареста, который накладывается на три месяца.

И максимальный штраф по последнему пункту статьи составляет не более двухсот тысяч рублей. Доход с осужденного удерживается максимум в течение года. Также судья может утвердить выполнение обязательных работ на срок до 480 часов.

Если в качестве наказания были выбраны исправительные работы, то действовать оно может не более двух лет. Что касается принудительных работ, то трудиться на них необходимо около года.

Еще на два года могут лишить свободы и наложить запрет на выполнение определенной деятельности.

Какие высказывания являются оскорблениями

Для того чтобы привлечь к уголовной ответственности за негативные высказывания в адрес верующих, необходимо доказать, что они являются именно оскорблениями.

Если определенная фраза обидна для представителя какой-то религиозной группы, всех ее членов либо физических лиц, которые просто разделяют эти же взгляды, то она расценивается как оскорбление.

Если высказывание брошено умышленно с целью обиды чувств верующих (причем даже в тех случаях, когда адресант просто рассчитывает на то, что его слова передадут адресату), то оно также относится к категории оскорблений.

Помимо того, оскорбительными считаются высказывания, сделанные лично в сторону определенного верующего. Еще сюда же относят различные изречения, содержащие матерные либо просто достаточно грубые слова.

Кроме того, оскорблениями считаются не только слова, но и некоторые действия (например, уничтожение религиозных символов).

Если негативные фразы в адрес верующих были брошены через средства массовой информации, то статья под номером 148 из Уголовного кодекса также актуальна в данном случае.

Читайте также:  Порядок и стоимость закрытия ооо самостоятельно в 2020 году

Основные выводы

  • Если чувства верующего были задеты, то обидчика ожидает уголовная ответственность по статье номер 148.
  • Различают четыре основных состава преступления. Это публичное оскорбление, унижение чувств верующих в местах для богослужения, препятствие проведению религиозных обрядов, а также воспрепятствование путем злоупотребления служебным положением.
  • Самая мягкая форма наказания – удержание денежного штрафа, а самый жесткий вид ответственности – лишение свободы.
  • Оскорбления могут выражаться не только в словесной форме.

Оскорбление чувств верующих: статья 148 УК РФ

Источник: https://grazhdaninu.com/ugolovnoe-pravo/oskorblenie-chuvstv-veruyushhih.html

Федеральный закон о защите религиозных убеждений и чувств граждан

  • Принят Государственной Думой 11 июня 2013 года
  • Одобрен Советом Федерации 26 июня 2013 года
  • Статья 1

Статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 50, ст. 4848; 2010, N 19, ст. 2289; 2011, N 50, ст. 7362) изложить в следующей редакции:

  1. «Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий
  2. 1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, —
  3. наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.
  4. 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, —
  5. наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
  6. З. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний —
  7. наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
  8. 4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:
  9. а) лицом с использованием своего служебного положения;
  10. б) с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.».

Статья 2

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847; 2004, N 34, ст. 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 13,40; N 30, ст. 3131; N 52, ст. 5574; 2006, N 1, ст. 4; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 19, ст. 2066; N45, ст. 4641; N 50, ст.

5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; 2008, N 20, ст. 2259; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 29, ст. 3597; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4193; 2011, N 1, ст. 23; N 19, ст. 2714; N 47, ст. 6602; N 50, ст. 7362; 2012, N 24, ст. 3082; N 31, ст. 4320; N 47, ст. 6403, 6404, 6405; N 53, ст. 7602; 2013, .N 14, ст. 1666; N 19, ст.

2323) следующие изменения:

1) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова «статьей 14.12» заменить словами «статьями 5.26, 14.12», слова «предусмотренных частью 2 статьи 6.21» заменить словами «предусмотренных статьей 5 .26, частью 2 статьи 6.21»;

2) статью 5.26 изложить в следующей редакции:

«Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

  • 1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, —
  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  • 2. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение-

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.».

Статья 3

В абзаце втором пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 96-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2323) слова «статьей 14.12» заменить словами «статьями 5.26, 14.12», слова «предусмотренных частью 2 статьи 6.21» заменить словами «предусмотренных статьей 5.26, частью 2 статьи 6.21».

Статья 4

Источник: https://rg.ru/2013/06/30/zashita-site-dok.html

«Оскорбление чувств верующих» — опасная формулировка

Обсуждение проекта нового закона «О культуре» заставило общество вновь вспомнить о спорной 148 статье УК РФ — статье, карающей за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих».

Авторы проекта предлагают вывести из-под действия этого закона демонстрацию произведений искусства: выставки, концерты, театральные постановки, кинофильмы и т.п. Однако представители РПЦ выступили против такого решения.

«Это все-таки публичные действия, предназначенные для публичного просмотра, и они однозначно относятся к тем публичным действиям, которые могут оскорбить религиозные чувства верующих.

Мы, конечно, будем добиваться, будем вести работу об исключении из законопроекта вот таких норм», — заявила руководительница правового управления Московской Патриархии игуменья Ксения (Чернега).

Этот спор побуждает вновь задуматься о явлении, все сильнее входящем в нашу повседневную жизнь, но по-прежнему очень неоднозначном: ограничении свободы слова и самовыражения ради того, чтобы не оскорбить чьи-либо чувства.

В частной жизни конфликт между свободой слова и уважением к чувствам ближнего решается при помощи такта, деликатности, хорошего воспитания.

«В доме повешенного не говорят о веревке», «О мертвых либо хорошо, либо ничего»: эти и другие подобные изречения учат нас, что правду-матку, рвущуюся с языка, иногда стоит придержать.

Но все осложняется, когда мы выходим в публичную сферу, где наши высказывания обращены к неопределенному кругу лиц и касаются не чьей-то личной жизни, а отвлеченных вопросов. Где «оскорбление лица» — понятие четкое и ясное, у которого есть определение в уголовном кодексе — сменяется расплывчатым «оскорблением чувств».

В самом деле, не совсем понятно, почему произведения искусства нужно резко отделять от обычных публичных высказываний, да и есть ли между ними четкая граница.

В наше время — время любительских фильмов и музыкальных групп, уличных танцев, фанфиков, перформансов и стенд-апов — все больше размывается грань между искусством профессиональным и любительским.

Творчество давно перестало быть особым видом деятельности, которым занимаются в величественных «храмах искусства» специально обученные «жрецы»: оно вышло на улицу и в интернет, для множества людей превратилось в обычное хобби, в часть их повседневной жизни.

Между картиной «актуального художника» и мемом из интернета зачастую нет разницы ни по содержанию, ни по художественному уровню — разница лишь в том, что одна висит на выставке, а другой собирает лайки, путешествуя по соцсетям. Почему же отношение к ним должно быть разным?

Уместнее задать другой вопрос: насколько оправдано вообще существование уголовной статьи, грозящей судом и тюрьмой за «оскорбление чувств»?

Статья 148, ч. 1 существует в УК РФ с 2013-го года, активно применяться начала с 2015-го.

Закон предусматривает штраф до 300 тысяч рублей, исправительные работы или тюремное заключение сроком до одного года (впрочем, реальных тюремных сроков за оскорбление чувств пока еще никто не получал).

Новый закон с самого начала был спорным и вызвал серьезное общественное неприятие; каждый случай его применения рассматривается под микроскопом и бурно обсуждается — возможно, поэтому число «пострадавших» по 148 статье пока невелико: за 2014-2017 год всего тринадцать человек.

Самый известный из попавших под статью — видеоблогер Руслан Соколовский (Сайбабтаев), знаменитый «ловец покемонов в церкви». Для полноты картины надо сказать, что он не просто покемонов в церкви ловил и процесс на видео снимал, но и происходящее там богослужение матерно комментировал.

Другие случаи: преподаватель Оренбургского медицинского университета Сергей Лазаров опубликовал у себя на сайте статью под заглавием «Злой Христос» — без неприличных выражений, но антихристианскую, в которой христианский Бог именовался «убийцей и тираном». Получил штраф в 35 тысяч рублей. Блогер из Калининграда Виктор Краснов, поспорив в соцсети с каким-то верующим о праздновании Хэллоуина, написал: «Бога нет, а Библия — сборник еврейских сказок». Дело тянулось три года и было закрыто за истечением срока давности. Бывают и экзотические случаи: «магистр вуду» Антон Симаков из Екатеринбурга попал под суд за то, что с помощью обезглавленного петуха, деревянного креста и церковной атрибутики наводил порчу на президента Украины. Впрочем, при ближайшем рассмотрении уральского вудуиста признали невменяемым.

Предметами преследования становятся мемы, карикатуры, реплики в соцсетях.

Бросается в глаза, прежде всего, случайность и произвольность этих преследований: для любого, кто много общается в интернете, не секрет, что резких высказываний о религии или карикатур на церковь и священников там можно найти в сотни, даже в тысячи раз больше. А уж если вспомнить, что верующие бывают не только христианами, и обратить внимание на то, что неравнодушные граждане пишут порой об иудаизме или об исламе…

Словом, не только по расплывчатым формулировкам, но и по правоприменению уже хорошо видно, что перед нами «клон» печально известной статьи 282. Той, что, возможно, задумывалась как инструмент борьбы с национальной нетерпимостью; но быстро превратилась в «статью за лайки и репосты», источник бесконечных высосанных из пальца дел, курьезов и насмешек над правоохранительными органами, которые, мол, предпочитают ловить не настоящих террористов и экстремистов, а школоту в интернете. В конце концов, к общему облегчению, она была декриминализирована.

Статья «за оскорбление чувств» пока не применяется массово — видимо, правоохранители еще не очень понимают, как с ней работать, и опасаются общественного резонанса. Но и статья 282 не за один год обрела свою дурную славу.

Для того, чтобы сделаться «второй 282», у статьи 148 есть главное: крайняя расплывчатость формулировок. Фактически, все определение «преступления» состоит из оценочных суждений. Под «публичными действиями», как мы уже видели, законодатель здесь понимает и высказывания, и изображения.

«Явное неуважение к обществу» — что имеется в виду, и как оно проявляется в статье на сайте или в реплике, вырванной из интернет-холивара? Наконец, само «оскорбление религиозных чувств верующих»: как узнать, что является оскорблением, а что нет? Должно ли преступное деяние оскорблять всех верующих без исключения, или только некоторых? И как определить, правомерно ли верующий оскорбился?

Обычно на такие вопросы отвечают: «Все очевидно, чего тут мудрить! Вот человек берет икону и начинает топтать ее ногами — разумеется, он этим оскорбляет чувства православных!»

Да, когда икону и ногами — тут все очевидно. И на эту тему, кстати, давным-давно есть административная статья — 5.26.

3 КоАП, «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение».

Штраф до 50 тысяч либо обязательные работы. Обратим внимание, как точно и ясно описано здесь то, за что полагается наказание.

Но за пределами таких очевидных случаев начинается обширная «серая зона».

Оскорбляет ли чувства верующих рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда»? Ведь история Иисуса показана и истолкована в ней совсем не канонично. А образ Иешуа в романе «Мастер и Маргарита»? От одних верующих можно услышать, что роман сатанинский, и Иешуа — злая карикатура на Иисуса; от других — что в свое время эта книга привела их самих или кого-то из их знакомых к христианству. Оскорбительна ли пушкинская «Гавриилиада»? (Вообще говоря, да; более того, ее автор явно ставил себе цель оскорбить и поглумиться. И что теперь с этим делать?) Оскорбительны ли для верующих яркие и злые антихристианские пассажи Ницше? А что, если те же мысли выскажет безвестный блогер Пупкин — без немецких литературных красот, простым русским языком?

Читайте также:  Как бесплатно получить землю под строительство дома в 2020

Сойдем с высот мировой классики, вспомним околорелигиозные «холивары» последних лет: картина окажется столь же пестрой.

В 2014 году православные активисты добились отмены гастрольного тура в России польской блэк-металлической группы «Behemoth». Основание: в текстах и в визуальных образах группы пропагандируется сатанизм.

Действительно, музыканты носят перевернутые кресты, а тексты их полны «темных» и антихристианских мотивов. И это не причуда четверых поляков, а характерные составляющие музыкального стиля блэк-метал, в котором работает и немало российских музыкантов.

Обращение к «темным» темам, эстетическое тяготение к язычеству и/или антихристианству, устрашающий вид и эпатирующие высказывания, пентаграммы и перевернутые кресты на груди — почти неотъемлемые черты этого направления.

Запрещаем его целиком? И почему ограничиваемся музыкой — если уж на то пошло, не следует ли в принципе запретить антихристианство в России?

Другой пример. Год назад — тоже в Великий Пост — православный и околоправославный интернет внезапно взорвал рассказ Лоры Белоиван «Как Бог сову делал». Непритязательный юмористический скетч на страничку о том, как Бог творил сову, а потом Адам придумывал этой несуразной птице имя. Ненависти в рассказе определенно нет — но нет и никакого благоговения перед «священными темами»: Господь и Адам наперебой прикалываются и валяют дурака, да еще и матерными выражениями не брезгуют. Оскорбляет чувства или нет? Мнения самих верующих разделились: одни писали жалобы в Роскомнадзор и в прокуратуру, слали автору угрозы и требовали удалить рассказ — другие отвечали, что юмор, быть может, низкопробный и не особенно смешной, но их не обижает и не задевает.
Что ж, мат в устах Господа Бога действительно звучит странно и многих может шокировать. Но вот следующий пример, также из прошлого года. В арт-парке в деревне Никола-Ленивец под Калугой существует традиция: уже 16 лет на Масленицу там возводят, а затем сжигают различные деревянные постройки. Горели уже и зиккурат, и акведук, и триумфальная арка. И в прошлом году художник Николай Полисский создал «Пламенеющую готику»: построил, а затем сжег, запечатлев костер на камеру, деревянный «готический собор». Ни крестов, ни еще каких-либо религиозных символов на этом «соборе» не было, он не был копией какого-либо реального католического собора, да и вообще на реальное здание походил довольно отдаленно. Тем не менее эта акция вызвала не только массовое возмущение в соцсетях, но и протест от официального представителя РПЦ.

Пожалуй, самый яркий пример такого рода — фильм 2017 года «Матильда», вызвавший в образованном обществе невиданную ранее поляризацию мнений. Для светских людей — проходная историческая «мылодрама».

Для православных — особенно консервативно настроенных, тех, среди которых Николай Второй пользуется особым почитанием — страшное кощунство: чтимого ими святого изобразили обычным слабым человеком, запутавшимся в отношениях с женщинами! Анекдотический, казалось бы, холивар вокруг проходного фильма поднял вдруг серьезный вопрос: последний российский царь — святой мученик, которого можно только смиренно почитать, или один из земных персонажей нашей истории, которого можно и обсуждать, и по-разному к нему относиться… и, например, сочинять про него, как и про других царей и цариц, «мыльные оперы»? И следующий, еще более важный вопрос: что вообще «можно» и что «нельзя» в художественном переосмыслении нашего прошлого?

И знаете что? Очень хорошо, что происходят такие «холивары».

Носители оскорбленных чувств, склонные Страшно Обижаться и впадать в моральную панику по любому поводу (а то и старательно выискивать поводы для обид), агрессивно требующие прекратить и запретить все, что им не по вкусу, выглядят не слишком симпатично. Но то, что они делают — проявление гражданского общества. И если вспомнить, что в иных местах гражданское общество начиналось с линчевания и вываливания в перьях, то у нас, русских, все еще очень цивилизованно.

Нынешнее общество очень разнородно. В нем нет ни единой системы ценностей, ни единых этических, эстетических, культурных норм.

У людей очень разные представления о том, что допустимо, а что нет, и как правильно вести себя в публичном пространстве — настолько разные, что порой ужасаешься культурной пропасти между жителями одного города и даже одного дома.

И единственный способ выработать единые правила или хотя бы прийти к какому-то компромиссу — разговаривать об этом и договариваться.

Это и происходит. «Оскорбленные» заявляют, что возмущены, и объясняют свои резоны. Им приходится отстаивать свою позицию внятно и рационально, приводя аргументы. Окружающие их поддерживают или не поддерживают.

В таких дискуссиях и проясняется, «что такое хорошо и что такое плохо» в пространстве общественных высказываний и символических жестов.

Что можно говорить и делать свободно, что — лучше в специально отведенных местах и «для своих», а что и вовсе не стоит выносить за пределы собственной кухни, если не хочешь, чтобы тебе «напихали в панамку».

Но все это чисто гражданская история. Ключевой ее признак тот, что общественная дискуссия идет свободно. Государство в нее не вмешивается. И самому «оскорбителю», при всех пламенных обличениях в его адрес, не грозит ничего страшнее громкого общественного осуждения.

В самом худшем случае, выставка закроется раньше времени, фильм снимут с проката, а с чересчур раскованным артистом разорвут контракт. Да и то это уже случаи экстремальные, «на грани».

Речь идет именно о моральном осуждении, о коллективном «не надо так!» — которое «большое общество» поддержит или не поддержит, а сам объект этого коллективного распекания будет свободен согласиться с ним или не согласиться.

И это нормально. Не все «плохое», «безвкусное», «оскорбительное» следует законодательно запрещать, не за каждым «нехорошим человеком» — бегать с полицией.

В здоровом обществе существует ценностная иерархия, и явления не делятся только на однозначно хорошие и уголовно наказуемые: между этими крайностями — еще множество ступенек.

Такт, вежливость, умение спорить, не задевая друг друга — все это навыки, которым полиция не учит: этому мы можем научиться только сами.

Когда за «оскорбление чувств» начинает грозить суд и тюрьма; когда решение о том, оскорблены ли верующие, принимают не сами верующие, а безличная государственная машина — это подрывает и обессмысливает саму идею общественного диалога. И неважно, обрушивается ли кара на маститого режиссера или на безвестного блогера Пупкина.

Источник: https://news.rambler.ru/other/41987930-oskorblenie-chuvstv-veruyuschih-opasnaya-formulirovka/

Об оскорблении чувств верующих: статья 148 УК РФ, понятие религиозности

В России и во всем мире распространено понятие об оскорблении чувств верующих и предусматривается свое уголовное наказание. Что входит в это понятие и какое наказание грозит виновному лицу?

Что понимать под чувствами верующих

Законом об оскорблении чувств верующих не идет речь обо всех чувствах. Там говорится только о тех, которые относятся к вероисповеданию и религиозной принадлежности. Общим определением чувств верующих может служить благоговение перед религиозными предметами, храмами и действиями, а также устоями религии.

Оскорблением считается проявление неуважения или высмеивание канонов или догм религии, а также проявление негативного отношения или высмеивание религиозного человека, приверженца какого-либо религиозного течения.

Важно! Оно может быть выражено в устном или письменном виде, а также в виде интервью или заметки в СМИ. Кроме того, к оскорблению причисляется прилюдно намеренное уничтожение религиозного атрибута.

Оскорбление чувства верующих

Какие действия считаются оскорблением чувств верующих

Действия, направленные на оскорбление чувств верующих статья 148 ук рф, попадают под понятие преступление. Данные действия могут быть совершены в публичном месте или в храме, во время совершения таинств или богослужения.

После внесения изменений в закон от 2013 года список признаков, по которым можно обозначить действия как преступления, был расширен. Теперь публичность совершения злодеяния — один из главных признаков.

Лица, которые насмехаются над религией и проявляют свое девиантное поведение ко всему, что связано с ней, в узком кругу друзей, которые имеют схожие мнения, не могут стать обвиняемыми по данному закону.

Обратите внимание! Обвиняемым в совершении правонарушения можно стать за оскорбления и вандализм в храме или в любом публичном месте, в частности в интернете и СМИ.

Действия, оскорбляющие чувства верующих

Особенности статьи 148 УК РФ

Штраф за оскорбление личности

По статье 28 Конституции Российской Федерации каждый человек свободен выбирать религию, а также свободно следовать ей. За его неотъемлемый выбор его не имеют права оскорблять.

Ответственность за нарушение этих привилегий гражданина предусматривается нормой 148 УК РФ и ми к ней.

Но тут стоит ввести в оборот то, что охране по закону подлежит лишь организации и действия, которые не запрещены законом.

Обратите внимание!Объективной стороной правонарушения является противоправное вмешательство в работу церковного объединения или совершения им обряда.

При этом способ этого воспрепятствования не уточняется.

Это может быть вмешательство в работу исповедующего человека или всей церкви в виде применения насилия, надругательства либо угрозы его совершения, ограничения прав и свобод, истребление или нанесение вреда церковной утвари для отказа исповедующего лица от исполнения церковных обрядов или участия в службе, отказа регистрироваться в церкви или для умышленного уничтожения имущества церкви.

По составу правонарушение относят к формальному. Оно оканчивается тогда, когда совершается само деяние, вне зависимости от достижения вмешательства в работу церкви или совершения обряда.

Субъективной стороной правонарушения является вина и прямой умысел. Субъектом его является человек без психических отклонений, которому исполнилось 16 лет.

Источник: https://shtrafsud.ru/dokumenty/oskorblenie-cuvstv-veruusih-stata-148-uk-rf.html

Оскорбление чувств верующих Кого в России судят за обряды вуду и нападения на Будду — Meduza

Видеоблогер Руслан Соколовский, ловивший покемонов в храме, обвиняется по довольно редкой статье 148 УК РФ — оскорбление чувств верующих. Статья была введена Госдумой в Уголовный кодекс в ответ на дело группы Pussy Riot (за ролик с танцами в храме трех ее участниц судили по статье «Хулиганство»). До 2015 года эта статья почти не применялась, но в последнее время появляется в новостях все чаще. По просьбе «Медузы» изучила журналистка «Новой газеты» Вера Челищева, для чего использовали 148-ю до случая с покемонами.

«Злой Христос»

В феврале 2016 года в Оренбурге суд вынес приговор в отношении бывшего преподавателя местного медицинского университета Сергея Лазарова. Еще в 2013 году он опубликовал на своем сайте статью некоего «оккультиста Белозерского» под названием «Злой Христос». В тексте присутствовали резкие эпитеты — «убийца», «бог-каратель», «тиран». РПЦ автор связывал с «сатаной».

Инициатором возбуждения уголовного дела стал сотрудник центра по борьбе с экстремизмом регионального управления МВД Артем Бекеев. Потерпевших верующих в деле не было. Бекеев передал текст статьи на экспертизу, и та показала, что «в статье содержатся высказывания, могущие способствовать возбуждению религиозной, расовой, национальной ненависти или вражды».

В апреле 2016 года суд признал Лазарова виновным по части 1 статьи 148 УК и приговорил к штрафу в 35 тысяч рублей с освобождением от наказания в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Лазаров, который вину так и не признал, пытался обжаловать приговор — но вышестоящая инстанция оставила его в силе.

Обряды в Малиновке

В июле 2016 года суд в Кировской области признал двух местных жителей Константина Казанцева и Рустема Шайдуллина виновными в том, что осенью 2015 года они повесили самодельное чучело c оскорбительной надписью на поклонный крест в деревне Старая Малиновка.

Какие цели преследовали мужчины, неизвестно, но следствие, а потом и суд усмотрели в их действиях признаки именно первой части 148-й статьи — публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу в целях оскорбления религиозных чувств верующих.

Вердикт сообщал, что обвиняемые преследовали «цель надругаться над почитаемой верующими религиозной святыней — православным крестом как символом веры, на котором принял мучи­тельную смерть Христос».

Оба мужчины были приговорены к 230 часам обязательных работ каждого. Они полностью согласились с предъявленным обвинением, признали себя виновными, «раскаялись в содеянном» и попросили вынести приговор без проведения судебного разбирательства.

Борец с Буддой

Признал свою вину в оскорблении религиозных чувств верующих и дагестанский спортсмен Саид Османов.

Дело в отношении него возбудили в апреле 2016 года после инцидента в Элисте, где приехавший на соревнования по вольной борьбе Османов зашел вместе с товарищами по команде в буддийский храм, помочился там и ударил ногой в нос статую Будды.

Ко всему прочему борец еще и заснял все происходящее на видео, чем очень разозлил жителей Элисты. Они приехали к зданию гостиницы, в которой остановились спортсмены, и потребовали извинений. 

Османов их принес, однако в отношении него сначала возбудили уголовное дело по 148-й статье, а затем добавили к ней еще и 282-ю (возбуждение ненависти либо вражды). Спортсмен был арестован до приговора. Элистинский городской суд Калмыкии назначил ему наказание в два года условно с испытательным сроком в один год.

Магическое воздействие на власти Украины

В середине апреля 2016 года Кировский районный суд Екатеринбурга (тот же, что выносил решение об аресте видеоблогера Соколовского) направил на принудительное лечение Антона Симакова, называющего себя «магистром магии вуду». До того в отношении магистра возбудили уголовное дело по 148-й статье.

Его проступок заключался в том, что в своем офисе Симаков совершил некий обряд, цель которого, по его словам, состояла в магическом воздействии на власти Украины.

В обряде использовались кукла вуду, кровь жертвенного животного, а также предметы православного культа — погребальный покров, венчик, который надевают на покойников в церкви, печатный экземпляр разрешительной молитвы, которая читается в церкви по время отпевания, и небольшой деревянный крест.

Ранее Симаков в присутствии журналистов совершал публичный обряд жертвоприношения, обезглавив петуха. Еще он вешал на мосту чучело украинского президента Петра Порошенко, объясняя свой поступок тем, что ему нужно было «уничтожить украинского президента».

Суд заключать Симакова под стражу не стал, назначив ему принудительное лечение.

Дело «боха нет»

Источник: https://meduza.io/feature/2016/09/06/oskorblenie-chuvstv-veruyuschih

Ссылка на основную публикацию