Cервитут — что это такое: земельный, частный, публичный

07.12.2018

Сервитут – право ограниченного пользования чужой недвижимостью в личных целях. Понятие частной собственности подразумевает, что владелец может распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Однако права обладателей земельных участков могут быть нарушены вынужденными действиями других лиц.

cервитут - что это такое: земельный, частный, публичный
Статья 217 Гражданского кодекса РФ определяет сервитут на земельный участок как вещное право граждан, не входящих в число собственников. Статья 274 ГК РФ регламентирует общие правила установления обременения.

Отличительные особенности сервитута заключаются в следующем:

  1. За владельцем сохраняется право распоряжения (землю можно продать, передать по наследству, подарить, сдать в аренду).
  2. Сведения об обременении вносятся в кадастровые документы.
  3. Хозяин вправе требовать плату за эксплуатацию надела.
  4. Остальные участники сделки не приобретают права собственности.

Если право на землю переходит к другому владельцу, обязательства по обременению не исчезают.
В статье 23 Земельного кодекса РФ раскрываются цели, основания, виды и сроки сервитута.

Содержание договора использования чужой территории очень похоже на соглашение об аренде. Основное различие между сделками заключается в вынужденном характере сервитута.

Возможность арендовать участок не означает приобретения права на сервитут.

Статьи 39.25 и 39.26 ЗК РФ регламентируют содержимое и порядок оформления документа.

Виды сервитутов

Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора.
Выделяют следующие различия между видами:

  1. Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.
  2. Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
  3. Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.

Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).

Когда применяется публичный сервитут

Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.

Подробнее о том, как взять в аренду государственную или муниципальную землю.

Основания наложения обременения включают:

  • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
  • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
  • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
  • проведение исследовательских и поисковых работ;
  • строительство общественных объектов;
  • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
  • размещение информационных знаков;
  • выполнение дренажных работ.

Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.

Когда необходим частный сервитут

Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

  • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
  • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
  • возведение и ремонт объектов недвижимости;
  • обеспечение иных нужд собственника.

Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.

Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

  • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
  • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
  • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

Как дополнительно различают сервитуты

Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

  • водный (использование водоемов);
  • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

Как установить сервитут

Земельный сервитут (все виды) по общим правилам назначается в соответствии с требованием лица о его применении.

Законом определено три способа наложения обременения:

  • по добровольному согласию землепользователей;
  • на основании нормативного акта (федерального или муниципального);
  • по судебному решению.

Одной из причин заключения договора выступает наличие у заявителя права пожизненного владения.

cервитут - что это такое: земельный, частный, публичный
Как налагается публичный сервитут

Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.

Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:

  1. Подача заявления в органы местного самоуправления.
  2. Объявление и проведение подробного публичного слушания.
  3. Принятие решения администрацией муниципального образования.
  4. Подписание нормативного акта.
  5. Регистрация документа в Росреестре.

Действие сервитута начинается после его официального оформления.
Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.

Как оформляется частный сервитут

Договор частного обременения – соглашение собственников наделов, имеющих общую границу.
Заключение соглашения проводится по схеме:

  1. Заинтересованные лица договариваются о совместном использовании земли.
  2. Если согласие не достигнуто, инициатор сервитута обращается с иском в суд.
  3. Определяются порядок, сроки и цена эксплуатации участка.
  4. Обременение регистрируется в органах Росреестра.

В договоре отражаются все существенные условия. К составлению документа по желанию участников привлекается нотариус. Если форма соглашения не соблюдена, оно может быть признано недействительным.

Пункты договора включают:

  • личные данные сторон;
  • характеристики объекта (площадь, кадастровый номер, назначение);
  • цели использования;
  • размер земельного участка (если обременение устанавливается на часть территории);
  • срок действия;
  • цена и способ оплаты;
  • порядок эксплуатации надела;
  • обязанности сторон.

Если земля находится в собственности нескольких лиц, в соглашении разграничено участие всех правообладателей.

Какие документы необходимо представить

Сервитут устанавливают на территорию, границы которой зафиксированы документально.
Обратиться в отделение Росреестра может как владелец, так и пользователь спорного участка.

Перечень необходимых бумаг включает:

  • заявление на госрегистрацию;
  • копия удостоверения личности заявителя;
  • документы, подтверждающие право собственности на землю;
  • соглашение владельцев или решение суда;
  • кадастровый план;
  • квитанция оплаченной госпошлины.

При нахождении участка в ипотеке требуется согласие кредитной организации.

образец добровольного соглашения о сервитуте

Когда прекращается действие сервитута

Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.

Обременение отменяется по следующим причинам:

  • исчезли основания для ограниченного использования земли;
  • участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
  • закончился срок действия договора;
  • изменились условия (заключено новое соглашение);
  • землепользователь отказался от требований.
  • cервитут - что это такое: земельный, частный, публичный
  • Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.
  • Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:
  • нарушение целей использования;
  • нанесение ущерба земельным ресурсам;
  • задолженность по внесению установленной платы.

Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.

Как оспорить наложение сервитута

Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.

Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.

Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.

Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.

Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.

Источник: https://lawowner.ru/nedvizhimost/zemlya/servitut

Что такое сервитут земельного участка в России

Сервитут — это право частично использовать чужой земельный участок в личных или общественных интересах.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Начнем с объяснения, что такое сервитут земельного участка, простым языком. Представьте: в садоводстве, где все земли давно размежеваны, зарегистрированы и имеют своих собственников, возникает необходимость дать доступ пожарным машинам к пожарному водоему.

И оказывается, что сделать это можно не иначе, как через чей-то огород.

Или предприимчивые бизнесмены, взяв в аренду у муниципальных властей землю у водоема, перекрывают к нему проход, тем самым нарушая условия сервитута, а вместе с тем право граждан на беспрепятственный проход к водоему.

Далее разберемся, каковы условия передачи собственности в пользование, в каких случаях это делается добровольно, а когда — принудительно, в том числе через суд.

Сервитут на земельный участок: что это такое с юридической точки зрения

Понятие содержится в Земельном кодексе и Гражданском кодексе Российской Федерации. Юридически это сделка, по которой передается право ограниченного пользования чужим земельным участком; сервитут означает, что собственник передает иному лицу ограниченные права на использование своей земли (ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ).

Не стоит пытаться присвоить себе чужую часть земли, продать или использовать ее не по назначению. Это может привести к аннулированию сервитута (по п. 2 ст. 276 ГК РФ), если собственник подаст иск в суд. У владельца остаются все права: он полностью распоряжается своей землей, в том числе вправе и продать ее.

Когда собственник продает участок, права пользования сохраняются и переходят к новому владельцу.

Обычно устанавливается:

  • по соглашению между собственником участка и соседями (частный);
  • по нормативному акту органов государственной власти РФ, регионов, местного самоуправления (публичный).

Виды сервитута

Право ограниченного пользования чужим земельным участком разделяют на публичный и частный сервитут на земельные участки. Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка, скажем, для:

  • прокладки коммуникаций;
  • доступа к своему дому и т. д.

Публичный сервитут на земельный участок — это решение органов власти использовать часть чужой собственности на благо общества. Например, для:

  • создания транспортной доступности;
  • геодезических изысканий;
  • мелиорационных работ;
  • доступности прибрежной территории;
  • использования земель и лесополос для охоты, рыбалки;
  • размещения межевых знаков и др. (ст. 23 ЗК РФ).

Сервитуты бывают срочными или бессрочными. В первом случае указывается время применения такого ограничения, а во втором временной интервал отсутствует.

Их делят и по регулирующему законодательству:

  • гражданские (для зданий, сооружений и др., когда нет привязки к земельному участку);
  • земельные;
  • лесные;
  • водные;
  • воздушные (лишь в пользу государства, скажем, для пролета самолетов через воздушную территорию иной страны).
Читайте также:  Как забрать машину со штрафстоянки в 2020: что делать

Как устанавливается, оплачивается и прекращается частный или публичный сервитут

У частного сервитута персональный характер — он затрагивает конкретных лиц.

Устанавливают его как добровольно, так и принудительно (об установлении сервитутов через суд расскажем в следующем разделе).

При отсутствии возражений собственника ограничение оформляется письменным соглашением. В документе обязательно отражают все существенные условия, которые участники будут соблюдать, в том числе:

  1. Когда и где составлена бумага.
  2. Личные сведения собственников участка, который ограничивают, и смежных (всех участников соглашения).
  3. Информация о земельном участке, который ограничивают, его кадастровый номер, площадь и другие характеристики.
  4. Для чего нужен сервитут (проход, проезд или другие причины) — суть ограничений.
  5. Срок, на который он вводится (при наличии).
  6. Перечень пользователей.
  7. Описание зоны, где действует режим частного права, — на какой части участка.

cервитут - что это такое: земельный, частный, публичный

Сервитутное соглашение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сведения об этом вносятся в ЕГРН. Для регистрации сделки в службу Росреестра, помимо соглашения (всем участникам совместно), подают такие документы (ввиду персонального характера сделки пакет необходимых документов в отдельных случаях может меняться):

  • удостоверения личности участников сделки;
  • подтверждение права собственности на земли (выписка из ЕГРН, свидетельство);
  • квитанция (чек) об оплате государственной пошлины (физлица заплатят 1500 руб.);
  • заявление на соответствующие регистрационные действия;
  • межевой план участка, который ограничивают, с указанием зоны действия ограничения.

Публичный сервитут вводят без обращения в суд либо оформления соглашения между какими-либо лицами. Для этого федеральные, региональные, муниципальные органы власти принимают нормативный акт, где фиксируются все существенные сервитутные условия. Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний (с участием местных жителей).

Соблюдение всех требований действующих законов обязательно, поскольку такое публичное ограничение значительно ущемляет законные интересы собственника. Когда выявятся нарушения, землевладелец вправе через суд отменить нормативный акт властей.

Такое публичное ограничение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сервитутные сведения вносят в ЕГРН.

Плата за сервитут на земельный участок назначется соразмерной ее использованию. По п. 5 ст. 274 ГК РФ и п. 12-13 ст.

23 ЗК РФ, землевладелец, чья земля (частично или полностью) используется другими лицами в сервитутном режиме, может требовать от них соразмерной оплаты использования.

При публичном сервитуте собственник вправе требовать соразмерную плату у властного органа, который установил сервитутный режим для его земли.

Прекращаются соглашения после:

  • окончания срока их действия;
  • удовлетворения судом иска заинтересованного в этом лица. В качестве основания такого иска часто выступает существенное нарушение условий.

Юридически соглашение перестанет действовать после регистрации прекращения его действия в службе Росреестра и появления соответствующих сведений в ЕГРН.

Установление сервитута на земельный участок: судебная практика

К помощи районных или городских судов общей юрисдикции (либо арбитражных судов, если кто-либо из спорящих занимается предпринимательством) прибегают, если переговоры с землевладельцем оказались безрезультатными. Подают иск в том районе, где находится спорная земля. Для судебного урегулирования спора рекомендуется использовать вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения.

В положительном для сервитутного пользователя решении суда фиксируются все условия. Все необходимые для регистрации сервитута документы в службу Росреестра подает только истец.

Выносит решение суд с учетом следующих моментов:

  • позиций истца и ответчика;
  • при недостаточности специальных знаний в земельной сфере назначается экспертное исследование или к участию в процессе привлекают, скажем, кадастрового инженера;
  • решение должно содержать точные пространственные метки, где будет действовать ограничение (нужно для его регистрации);
  • ответчиком по делу может быть только собственник спорной земли, а не ее временные пользователи (арендаторы и т. д.);
  • разрешается вопрос о размере платы (по судебной практике или экспертному заключению).

Скачать образец соглашения о сервитуте земельного участка

Источник: https://ppt.ru/art/rabota/servitut

Как устанавливается публичный сервитут и что не относится к нему в городах?

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите

бесплатную консультацию:

Показать содержание

Что такое публичный сервитут?

Публичный сервитут – форма обременения, ограничения собственника ЗУ, выражающаяся в отчуждении его части, по распоряжению местных властей. В результате оформления ограничения, индивидуальное пользование обозначенной частью со стороны правообладателя утрачивается. Он вправе использовать отчуждённую часть наряду с остальными жителями населённого пункта. Например:

  • для прохода или проезда;
  • выхода к водным ресурсам;
  • прогона скота к пастбищу и т.п.

Данный вид обременения устанавливается со стороны городской администрации или администрации населённого пункта. Он опирается на потребность населения в использовании части участка собственника, регламентирован градостроительным контекстом и нормами использования.

Иногда публичный земельный сервитут отождествляют с общественным. Вероятно, в силу того, что его установление производится на основании общественных слушаний. Однако эти ассоциации юридически некорректны. Общественный сервитут это обременение, которое устанавливается в сторону ограниченного числа правообладателей.

Такие варианты распространены в садовом товариществе или кооперативе. Оно является видом частного сервитута, который существенно отличается от публичного как по характеру правового действия установления, так и по принципу использования:

  • Может возникать по согласию сторон путём регистрации обременения в Росреестре.
  • Допускает требования соразмерной платы за пользование ЗУ.
  • Разрешает использование только ограниченному числу участников.

Публичный сервитут устанавливается нормативно правовым актом в пользу граждан города или населённого пункта.

К таковому относятся только те формы отчуждения права пользования, которые официально принимаются на общественных слушаниях, инициированных властями, при участии компетентных экспертов, проектирующих вид деятельности, затрагивающий ЗУ собственника.

На слушаниях допустимо присутствовать и выступать в защиту своих имущественных интересов, всем заинтересованным лицам.

Что к публичным сервитутам в городах не относится?

Некоторые виды использования территории, населённой гражданами или занимаемой предприятиями, организациями, используются для общественных нужд, но сервитутом не облагаются. К таковым относятся линейные объекты:

  1. линии электропередач;
  2. опоры линий электропередач (столбы);
  3. подвод газа к участкам;
  4. водопроводные трубы, проведённые к жилым домам;
  5. канализационные трубы.

Они ограничивают использование земельного ресурса.

В частности, под линией электропередач недопустимо возводить капитальное строение, растить или вырубать (без разрешения специалистов) деревья.

В местах подземных коммуникаций недопустимо проводить работы, углубляясь на несанкционированную регламентом глубину.

То есть, здесь допускается использование всего участка, некоторые ограничительные рамки причиняются лишь в отношении видов работ. Поэтому считать обозначенное ограничение сервитутом нецелесообразно.

cервитут - что это такое: земельный, частный, публичный

  1. федеральный;
  2. муниципальный.

Ограничение хозяйствующего субъекта допускается только с разрешения собственника, то есть государства. Если некоторые виды работ требуют отчуждения части городских земель или массивов в населённых пунктах региона, публичные слушания проводятся на федеральном уровне, а региональные власти приглашаются для участия в них.

Получив резолюции, муниципалитеты устанавливают обременение в пределах указанных границ. Когда инициатором ограничения становится местная власть, она выносит резолюции самостоятельно.

Для определения границ действия публичных сервитутов проводится проектирование зоны отчуждения. Участок, подлежащий обременению, должен быть заранее подготовлен в кадастровом отношении:

  1. размежёван;
  2. поставлен на кадастровый учёт.

После вынесения определения о сервитуте, требуется составить межевой проект. Этот документ относится к градостроительной документации и составляется на основе картографического межевого плана. Карта копируется топографами с имеющегося межевого плана. В неё входит массив земель, которые требуются для использования муниципальным властям.

На карту, поверх имеющихся топографических знаков, наносятся символы, выделяющие обозначенную границу в том же масштабе, в котором изготовлена карта-план. После подготовки чертежа, производится его подробное описание, соответствующее стандартам, принятым для данного вида работ.

Этот вид документации утверждается комиссией, после чего передаётся для выноса границ сервитута в натуру, на местность. В указанных пределах на участке будет распоряжаться уполномоченное лицо.

Основания для возникновения

Для распоряжения участком собственника требуются веские аргументы, польза которых превышает допустимый ущерб собственнику. Соответственно, инициатива может происходить:

  • от уполномоченного должностного лица;
  • группы граждан населённого пункта;
  • от представителя органа власти.

Она допустима при условии возникновения потребности занять территорию собственника, если иным путём решить вопрос невозможно. Субъект, проявивший инициативу, обращается с письменным запросом, составленным в виде заявления, и обосновывает причины использования ЗУ.

Т.е. право публичного сервитута возникает на следующих основаниях:

  1. Проведение строительных работ на смежном участке, если требуется использовать смежные земли для провоза строительных материалов и техники.
  2. Установление по ходу движения, инженерных (инфраструктурных) коммуникаций и иных линейных объектов по выделенному участку.
  3. Установление геодезических (межевых) указателей.
  4. Проведение на почвах ЗУ дренажных работ.
  5. На землях сельскохозяйственного назначения – для сенокоса, выпаса скота или его прогона по месту расположения ЗУ.
  6. Проведения геологоразведочных и иных изыскательских работ.
  7. Проведение дорог, тротуаров и т.п.

Главным основанием является потребность граждан, живущих в населённом пункте или работы, проводимые федеральными и муниципальными предприятиями, санкционированные исполкомами.

Законодательные основания регламентированы Федеральным законом, вступившим в силу 11.07.11 за № 193-ФЗ. А так же – положениями Земельного и Гражданского кодекса, местными локальными актами и постановлениями.

Алгоритм установления публичного сервитута на земельный участок

Заинтересованные лица обращаются в администрацию с уведомлением о необходимости использования части территории ЗУ. Заявление пишется на имя главы городского (сельского) исполкома. В нём должны содержаться сведения:

  1. О заявителе, с указанием должности и места работы. Если заявителя представляет группа лиц, обозначить её структуру, по смыслу проявленной инициативы.
  2. Об участке, к которому проявлен интерес, с указанием адреса, места расположения и иных доступных сведений.
  3. Причины, по которым лица ходатайствуют о пользовании указанной территорией.
  4. Обоснования, согласно которым вопрос не решается иным путём.

В заключение ставится дата, подпись заявителя с расшифровкой. Если обращается должностное лицо, подпись скрепляется печатью предприятия (компании). Когда инициаторами выступает группа лиц, каждый участник ставит подпись и расшифровку фамилии – собственноручно.

Предварительно, до обращения в административные органы, заявителю требуется обратиться к собственнику с предложением о составлении соглашения. Если соглашение об установлении сервитута будет составлено, его следует приложить к заявлению. Если нет – об этом следует оповестить администрацию в письменном виде.

Принятое заявление рассматривается в пределах 5 дней, после чего – принимается в производство или отклоняется, с письменным указанием причин. После принятия в производство, в отдел, уполномоченный на проведение работ в заданном массиве, приглашается собственник надела.

Он оповещается о необходимости ограничения участка и причинах, повлекших данное действие.

Глава исполкома обязан предложить собственнику разрешить вопрос об обременении его надела путём составления соглашения.

Следует понимать, что в соразмерной степени владелец ЗУ терпит ущерб. Соответственно, власти зачастую предлагают встречные уступки.

Если владелец надела не возражает, он составляет соглашение, где изъявляет согласие на использование части земельного надела. Соглашение отражает момент начала взаимодействия между исполкомом и владельцем.

Читайте также:  Документы для техосмотра автомобиля в 2020: что нужно

При условии его не согласия – составляется официальное уведомление об отказе.

Документы собираются в пакет, который передаётся в специальный земельный отдел для ознакомления. Назначаются общественные слушания и указывается их дата. На слушаниях могут присутствовать заинтересованные стороны, с имеющимися у них аргументами. При положительном развитии тенденций, комиссия выносит положительное заключение, принятое на слушаниях.

При признании необходимости обременения, но при отказе собственника, комиссия может принять решение о передаче дела в суд. Тогда публичный сервитут будет установлен в судебном порядке. После принятия решения по согласованию или по решению суда, имеющуюся документацию требуется зарегистрировать в Росреестре.

Теперь вы знакомы с порядком установления публичного сервитута, но что делать если вдруг вы нашли ошибку в записях?

Ошибочная кадастровая запись

Если в кадастровых записях обнаружились сведения об обременении, но в реальности сервитут не установлен, этот факт следует отнести:

  1. на счёт допущенной технической ошибки;
  2. к титульному инциденту с участком.

Вероятно, что в истории владения ЗУ предшествующими собственниками, факт обременения присутствовал. По выполнении работ его требовалось снять, о чём должна была внестись соответствующая запись.

Если регистратор Росреестра не оформил надлежащим образом снятие обременения, то запись сохранилась.

То же могло произойти, если халатность проявил собственник, не пройдя регистрационную процедуру отмены сервитута.

В этом случае следует написать заявление начальнику местного отделения кадастра и картографии с просьбой об исправлении записи, утратившей актуальность. В случае отказа можно подать иск.

Отвечаем на часто возникающий вопрос: «публичный сервитут может быть прекращен в случае…»

Как правило, сервитут устанавливается на время проведения указанных работ. По их завершении, его действие прекращается. Иногда возникает прецедент нарушения прав собственника, связанный с несоблюдением установленных границ.

Либо – работы наносят ущерб поверхностному плодородному слою почв. Если не соблюдаются санитарные или противопожарные нормы, собственник участка также вправе ходатайствовать о прекращении недобросовестной эксплуатации его участка.

Досрочное прекращение права пользования сервитутом происходит на том же основании:

  1. по согласию сторон;
  2. по решению администрации;
  3. через суд.

В такой ситуации инициатором обычно является владелец земельного участка.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в качестве встречной уступки в сторону муниципальной или федеральной власти, если требуется провести работы, затрагивающие интересы города или государства.

Мы уже поняли что у вас ОСОБЕННАЯ проблема.

Звоните, будем решать:

Источник: https://myrealproperty.ru/zemelnyj-uchastok/servitut/publichnyj-servitut-i-chto-ne-otnositsya-k-nemu-v-gorodah.html

Основные важные отличия публичного и частного сервитута земельного участка

По Гражданскому кодексу собственник земельного участка имеет полное право распоряжаться им.

Но могут возникнуть ситуации, когда необходимо в интересах других собственников воспользоваться территорией чужого земельного надела. Данная процедура вводит некоторое ущемление прав владельца участка.

В этой статье будут рассмотрены такие виды обременений, как частный и публичный.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

Что могут данные ограничения?

Сервитут устанавливает право пользования в той или иной мере чужим имуществом или земельным участком. Права собственности землевладелец при этом не лишается. Он имеет только стеснение своих прав на определенной территории принадлежащего ему участка. Установление факта обременения считается с даты оформления соглашения в Росреестре.

В ЗК определены два основных вида сервитута: публичный и частный.

Публичный сервитут

Публичный сервитут характеризуется тем, что одним из участников при заключении соглашения является государственный орган и целью его установления считается защита интересов не одного лица, а огромного количества людей.

В статье 23 ЗК, пункте 3 определяются основания, при которых возможно применение публичного сервитута:

  • проход или проезд к водному объекту;
  • возможность проведения ремонтных работ коммунальных инфраструктур;
  • дренажные работы;
  • прогон скота;
  • сенокошение и выпас скота в сезоны, установленные по местным природным условиям;
  • осуществление охоты и рыболовства;
  • проведение исследовательских и изыскательских работ.

Частный сервитут

Данный вид ограничений основывается на заключение документа между двумя частными сторонами. Ими могут быть также юридические лица. В случаях, когда основания для установления сервитута отпали, он должен быть прекращен заявлением одной из сторон.

Примеры частного обременения:

  • при осуществлении работ на территории рядом лежащего участка требуется проход или проезд;
  • проведение водопровода или системы канализации через территорию соседнего участка;
  • проведение электросетей.

Законодательные акты, на которые опираются данные обременения

В статье 274 ГК введены основные характеристики сервитута, когда и при каких условиях он устанавливается. Статья 275 ГК гласит, что права по ограничениям при смене собственника участка остаются за этой землей. Рассматриваются основания для прекращения действия сервитута в статье 276 ГК.

В статье 23 ЗК перечисляются ситуации, при которых применяется публичное обременение. Рассматриваются виды ограничений: срочные и постоянные. Также оговариваются условия по требованию соответствующей платы за предоставление неудобств на земельном участке.

В этой же статье п.9 фиксируется условие необходимости регистрации сервитута в государственном органе.

Статья 39.25 ЗК указывает на пункты, которые вносятся в заключаемый договор:

  • номер участка в кадастровой палате;
  • персональная информация о сторонах, заключающих данный документ;
  • цели и условия для установления обременения;
  • срок сервитута;
  • права и обязанности лица, в интересах которого назначаются ограничения.

Порядок оформления документа об установлении сервитута расписан в статье 39.26 ЗК.

Отличия данных видов

В сравнении и частный и публичный сервитуты могут принимать ограничения по использованию земельного участка. В этом их главное сходство. Но они имеют определенные различия, которые заключаются по следующим основным признакам.

Цели установления

Цели для частного и публичного обременения сформулированы в Земельном кодексе. Они связаны с потребностью использования чужого участка для прокладывания коммуникаций, ведения строительных работ или осуществление других необходимых мероприятий.

При публичном обременении проводится ограничение в интересах огромного количества людей. Частный сервитут охватывает только определенных заинтересованных лиц.

Для введения публичного ограничения необходимо издание законодательного или нормативного документа, так как стороной, устанавливающей сервитут, является государственный орган. Для частного обременения достаточно заключить соглашение между заинтересованными лицами.

Несколько отличается введение частного сервитута от публичного. Рассмотрим процедуры принятия ограничений по каждому из них.

Публичный

При определении границ обременения проводятся топографические работы для уточнения на кадастровом плане. Эти документы передаются в службу кадастра и картографии для формирования кадастровой выписки с внесениями в план границ обременения на участках.

Затем подается заявление в местную администрацию вместе с планом земельных ограничений. Рассмотрение происходит в течение 3 месяцев.

В этот период проходят общественные слушания. Через СМИ происходит информирование о месте, дате и времени слушаний. Также оповещается заявитель. Материалы должны быть предоставлены всем заинтересованным лицам. После проведения слушаний выносится решение по данному вопросу. Оно также публикуется в СМИ.

Если на данном этапе вынесен положительный вердикт, то приступают к самому заключению сервитута. Последним этапом является оформление права обременения участка в Росреестре. Только после этой операции сервитут считается установленным.

Частный

Частное ограничение устанавливается путем подписания соглашения о стеснении прав пользования земельным наделом заинтересованными сторонами. Соглашение оформляется в письменном виде и заверяется его составителями. Оно может быть зарегистрировано у нотариуса по требованию одной из сторон, но данная процедура не является обязательной.

Если стороны подписали соглашение, то далее вместе с кадастровым планом, в который вносятся изменения, связанные с ограничениями, документы подаются в Росреестр. Если стороны не смогли мирным путем заключить соглашение, рассмотрение этого дела передается в суд (о том, как составить исковое заявление для суда, вы узнаете здесь).

Список документов, требуемых для регистрации:

  • платежка с оплатой госпошлины;
  • документы, устанавливающие права собственности;
  • соглашение о введении ограничений;
  • план участка, на который налагается обременение;
  • постановление суда, если дело было представлено судебному разбирательству.

Границы зон действия

Для публичного обременения необходимо проведение межевания на всех участках, подпадающих под зону ограничения. Производить данное действие должны кадастровые инженеры.

На сформированном плане указываются все границы действия обременения и отмечаются участки, находящиеся на кадастровом учете.

К межевому плану прилагается межевой проект с указанием кадастровых номеров всех участков, которые будут затронуты обременением.

При частном сервитуте если действие обременения затрагивает только часть участка, необходимо произвести переформирование кадастровой выписки земельного надела с переделом пространства.

Другие отличия

Возмещение за ограничение пользования при частном обременении вводятся практически всегда, при публичном – только при существенных препятствиях в ограничении при пользовании участком.

Различными являются стороны, которые заинтересованы в установлении ограничений. Для частного сервитута – это конкретные собственники земли или организации, которым принадлежит земельный участок. В случае же публичного обременения круг лиц не определен.

Публичное ограничение должно всегда согласовываться с местными органами управления. Для частного обременения в этом необходимости нет.

В случаях постановки на кадастровый учет госпошлина оплачивается только для частного обременения. Для юридических лиц она равна 6000 рублей, для физических – 1500 рублей согласно статье 333.33 НК п.31.

Таблица с отличиями по ограничениям

Отличия Публичный сервитут Частный сервитут
Стороны, для которых вводятся ограничения Введение ограничений в интересах большого круга лиц. Наложение обременения в пользу определенного частного лица или нескольких лиц.
Основание для установления Устанавливается при помощи нормативно-правовых актов. Принятие происходит при заключении соглашения сторон.
Получение выгоды Почти всегда заключается на безвозмездной основе. Плата может быть назначена только при условии существенного затруднения при пользовании участком.При невозможности использования участка владелец вправе потребовать выкуп или предоставление нового. Всегда заключается на возмездной основе. Происходит плата средств за пользование чужой территорией ее владельцу. Величина устанавливается от размера убытков, причиненных обременением.
Необходимость согласования Всегда согласовывается с местной администрацией Нет необходимости в таком согласовании.
Разрешение о несогласии сторон В суд обращается тот, на чей участок проводятся ограничения. В судебный орган обращается тот, кто хочет установить сервитут.
Окончание действия Снятие ограничений происходит изданием акта о прекращении обременения. Заключается соглашение о прекращении действия обременения или подается на рассмотрение в суд.
Читайте также:  Статья за убийство ук рф: сколько дают за убийство человека в 2020

Сервитут накладывает ограничения на использование земли ее собственником. Это является вынужденной необходимостью, которая может быть связана с проведением каких-либо работ как со стороны частного лица, так и со стороны государства. Между этими ограничениями существует ряд различий по порядку оформления, по разрешению спорных ситуаций, по возмещению неудобств.

Источник: https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/ispolzovanie-vladenie-i-rasporyazhenie/pravo-polzovaniya/servitut/vidy-s/otlichija-publichnogo-ot-chastnogo.html

Сервитут. Публичный и частный сервитуты

Содержание

Что такое сервитут?

Сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для проездов, проходов, прокладки инженерно-технических коммуникаций, проведения ремонта, строительства и реконструкции зданий и иных целей, которые без установления сервитута не могут быть обеспечены.

Данные нормы устанавливают:

  • Гражданский кодекс РФ (статья 274)
  • Земельный Кодекс РФ (статья 23)

Слово «сервитут» (servitutus) привнесено из гражданского права Древнего Рима (servitutus — означало «рабство вещи», «служение её»).

Если устанавливался сервитут, то земельный участок служил не только своему собственнику, но и использовался для выгод собственника соседнего участка.

Сервитут относится к вещным правам и существует до тех пор, пока существует сама вещь. Владелец сервитута называется управомоченным лицом, а тот, на чьём земельном участке установлен сервитут, — обязанной стороной.

Управомоченная сторона имеет право лишь использовать вещь (ограниченно пользоваться земельным участком). Обязанная сторона — владелец вещи (земельного участка) обладает правом собственности.

Вместе с тем, сервитут не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения своим участком. Сервитут обременяет земельный участок, то есть создаёт определённые неудобства по его использованию для владельца (собственника, землевладельца, землепользователя).

В связи с этим обстоятельством законодательство предусматривает необходимость выплаты владельцу земельного участка соответствующей компенсации (соразмерной платы за пользование его земельным участком).

Сервитут может быть частным и публичным.

Частный сервитут

Вводится по соглашению (договору, который лучше официально зарегистрировать в палате) между тем лицом, кому он необходим, и собственником соседнего земельного участка.

Если соглашение не достигнуто, то спор должен разрешаться через суд. Иск подаёт сторона, которая требует введения сервитута.

Частный сервитут необходимо зарегистрировать в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (пункт 6 статьи 1). Сделать это можно, например, в режиме on-line на сайте госуслуг.

  • Собственнику земельного участка такая регистрация и наличие соглашения (договора) позволит расторгнуть соглашение в случае необходимости.
  • Для стороны, которая ввела сервитут, необходимо знать, что сервитут не может быть самостоятельным элементом купли/продажи, залога или передаваться другим лицам.
  • Собственник земельного участка (а также землепользователь, землевладелец) при проведении различных операций со своим участком (например, при передаче его в аренду или оформлении договора ссуды по земельному участку) должен ставить в известность о наличии сервитута на его участке.
  • В противном случае, договоры аренды или ссуды могут быть расторгнуты с возмещением собственником участка реального ущерба, понесённого другой стороной.

Публичный сервитут

Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения. Земельные участки собственников при установлении публичного сервитута не изымаются.

  1. Установление публичного сервитута, по земельному законодательству, должно быть наименее обременительным для земельного участка, где он вводится.
  2. Публичный сервитут может быть срочным или постоянным.
  3. Публичный сервитут вводится несколькими способами:
  • путём проведения общественных слушаний
  • в соответствии с законом
  • в соответствии с нормативным актом субъекта РФ или органа местного самоуправления

Публичные сервитуты могут устанавливаются в следующих случаях (пункт 3статьи 23Земельного кодекса РФ):

  • для прохода или проезда через земельный участок
  • для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
  • для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей и объектов транспортной инфраструктуры
  • для размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним
  • для проведения дренажных работ на земельном участке
  • для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя
  • для прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок
  • для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям
  • для использования участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства)
  • для проведения изыскательских, исследовательских и других работ (временное пользование земельным участком)
  • Если введение публичного сервитута вызывает существенные затруднения в использовании этого участка, то, по требованию собственника (землепользователя, землевладельца), ему обеспечивается соответствующая выплата за причинённые неудобства.
  • Если же публичный сервитут приводит к невозможности использования земельного участка, то его собственник может потребовать изъятие участка, например, путём выкупа тем органом, который ввёл сервитут, или путём возмещения убытков.
  • Публичный сервитут подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
  • Публичный сервитут прекращается путём принятия акта об отмене сервитута (например, отпали причины и общественные нужды, из-за которых он устанавливался).

Полезно знать

  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) — читать здесь
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ – 2019 можно здесь
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться здесь.

Видео-комментарий к теме о сервитутах

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_253.htm

Сервитут. Публичный или частный? Регистрация публичного сервитута

Согласно Земельному Кодексу РФ сервитуты подлежат государственной регистрации, за исключением сервитутов, предусмотренных п.4 ст. 39.25 ЗК РФ. Однако, нужно различать понятия «сервитут» и «публичный сервитут», который не подлежит государственной регистрации и считается установленным со дня внесения сведений в ЕГРН.

Данная позиция отражается в Письме Росреестра от 25.03.2019 № 01-02960-ГЕ.

Для начала скажем, что сервитут земельного участка — это право частично использовать чужой земельный участок в личных или общественных целях.

Сервитуты устанавливаются:

  • по соглашению между собственником участка и соседями — частный;
  • по нормативному акту органов государственной власти, которым это право необходимо — публичный.

Отметим, что сервитут подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае если соглашение об установлении или условиях частного сервитута не достигается — спор разрешается судом по иску лица, требующего установить частный сервитут.

Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка. Например, для коммуникаций или доступа к своему дому.

Публичный же  сервитут на земельный участок — это сервитут, который устанавливается решением органов власти использовать часть чужого земельного участка на благо общества. Например, для создания транспортной доступности и геодезических изысканий.

Власти могут также устанавливать его на частных земельных участках в интересах различных компаний, которым нужно построить линейные объекты на этих участках.

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Цели установления публичного сервитута различны. Например:

  • размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
  • для устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • размещения объектов электросетевого хозяйства, линий и сооружений связи, тепловых, водопроводных сетей, сетей водоотведения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей;
  • складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений или строительной техники, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения;
  • проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов, для проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов.

В Земельном кодексе содержится целая глава —  V.7 об установлении публичного сервитута, в которая  отражается подробная информацию об условиях установления публичного сервитута.  Вводят его без обращения в суд либо оформления соглашения между какими-либо лицами. Для этого органы власти принимают нормативный акт, где отражаются все существенные условия.

Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний (с участием местных жителей). Нужно соблюсти все требования действующих законов, так как такое публичное ограничение значительно ущемляет законные интересы собственника земли. Когда выявятся нарушения, землевладелец может через суд отменить нормативный акт властей.

Такое публичное ограничение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сведения вносят в ЕГРН.

Прекращаются соглашения об установлении сервитута после: окончания срока их действия или удовлетворения судом иска заинтересованного в этом лица. Основанием такого иска может быть существенное нарушение условий. Юридически соглашение прекращает действие после регистрации прекращения его действия в службе Росреестра и появления соответствующих сведений в ЕГРН.

В сентябре 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ, в котором предусмотрен новый вид публичного сервитута. Уполномоченные органы будут его устанавливать по ходатайству организаций, которым необходимо построить линейные объекты на чужих земельных участках.

Принятие Закона № 341-ФЗ связано с тем, что оформление и согласование строительства линейных объектов занимает слишком много времени.

Для того, чтобы упростить этот процесс, Правительство РФ предложило ввести публичный сервитут, то есть административное решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об ограничении права пользования земельным участком, принятое по ходатайству определенных организаций.

Можно сказать, что публичный сервитут — право юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линий электропередач, газопроводов и т.п.). Юридически сервитут на участок земли — это сделка, по которой собственник передает иному лицу ограниченные права на использование своей земли (ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ).

Обращаем Ваше внимание, что не стоит использовать землю не по назначению, присваивать себе чужую часть земельного участка или пытаться продать его. Это может привести к аннулированию сервитута (по п. 2 ст.

276 ГК РФ), если собственник подаст соответствующий иск в суд. При этом у владельца остаются все права: он может распоряжаться своей землей, в том числе и продать.

Когда собственник продает участок, права пользования сохраняются и переходят к новому владельцу.

Для подготовки документов, в целях внесения в ЕГРН сведений о границах публичного сервитута, вы можете обратиться к нам, в ООО «Региональный кадастровый центр».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a5c20cc9b403c1a4920d633/5d78896c2fda8600ad99a19e

Ссылка на основную публикацию