Что означает термин «ограниченная видимость» в пдд

Хорошая видимость — это одно из главных условий безопасного и беспрепятственного передвижения любого транспортного средства. Она обеспечивает необходимый скоростной режим на дороге, а также позволяет безопасно управлять автомобилем. В статье подробно рассмотрены основные типы видимости на дороге согласно ПДД России, а также описано, что можно называть ограничением видимости на дороге.

Какие бывают условия видимости в ПДД

Под термином условия видимости современная редакция правил дорожного движения (ПДД) РФ подразумевает комплекс разнообразных факторов природного и антропогенного характера, обеспечивающих видимость дороги водителем во время передвижения. Существуют всего три их разновидности:

  • оптимальная — водитель транспортного средства в полной мере может различить все препятствие, а также транспортный путь и всю окружающую инфраструктуру на расстоянии 300 м и более;
  • ограниченная — возникает тогда, когда обзор автомобилиста закрывается какими-либо строением или объектом.
  • недостаточная — является результатом постоянного сокращения обзора до 300 м и менее.

Что такое ограниченная видимость

Ограничение видимости подразумевает появление в зоне обзора водителя всевозможных преград искусственного либо природного характера. Их зачастую ассоциируют с разнообразными временными и постоянными препятствиями.

К первым включают движущиеся транспортные средства, пешеходов, ремонтные сооружения и т. д.

Под постоянными подразумевают объекты рельефа местности, здания, инфраструктура, находящаяся по ходу движения транспорт, тип геометрического строения дороги (извилистость, резкие повороты и т. д.).

Что означает термин

Главным условием ограниченного обзора, в отличие от недостаточного, является скоротечность явления. Согласно определению ПДД данное явление появляется единожды либо несколько раз.

Это может означать, что плохой обзор возникает как результат преград, не ограничивающих общий обзор, и устраняется мгновенно, по ходу отдаления транспортного средства.

Недостаточный же обзор носит длительный характер, при этом часто общая видимость дороги снижается на определённое время суток до 300 м и менее, что в ходе ограниченной видимости не наблюдается.

Правила движения при ограниченной видимости

Несмотря на то, что в действующей редакции правил дородного движения чётко не описываются основные шаги участников дорожного движения в условиях ограниченной видимости, в некоторых их подпунктах это строго регламентировано. Это, прежде всего, касается взаимоответственности за безопасность на дороге. Для этого вводятся ограничения по движению автотранспортных средств, а также специальные средства защиты.

Световозвращающий жилет для водителя

С марта 2018 года на территории России действует единое правило безопасности для всех водителей. В случае пребывания на дороге вне транспортного средства каждый обязан носить световозвращающий жилет. Это даёт возможность повысить видимость на участке, что в разы уменьшает шансы наезда на водителя прочими участниками движения.

  • Что означает термин
  • Новая норма обязывает водителя надевать жилет при любой остановке в местах с непредусмотренной для этого инфраструктурой, особенно если к этому привело ДТП, а также поломка авто.

Важно! Световозвращающий жилет должен обязательно соответствовать действующим государственным нормам. Регламентируются они ГОСТом 12.4.281—2014.

Запрет обгона

Последние изменения в правилах дорожного движения резко ограничивают права водителя на обгон во время ограниченной видимости. Это означает, что водитель перед обгоном должен пользоваться не только общими нормами, но и оценивать безопасность такого действия.

Теперь, для безопасного обгона потребуется видеть не только отсутствие преград на противоположной стороне, но и после впереди идущего участника движения.

Поэтому в условиях недостаточной видимости сотрудник ГИБДД будет вправе оштрафовать за небезопасный обгон, даже если это не привело к какому-либо дискомфорту прочих участников движения или возникновению опасной ситуации.

Что означает термин

Что такое недостаточная видимость

Недостаточную видимость считают результатом всевозможных атмосферных и прочих естественных явлений (дождь, снегопад, туман, сумерки, тёмное время суток и т. д.), снижающих общий обзор. Она может возникать как в тёмный, так и светлый период суток.

В первом случае недостаточный обзор является следствием зрительных ограничений человека, после того как общая освещённость участка снижается вследствие заката. Во втором становиться следствием всевозможных погодных явлений, густой снегопад, туман или проливной дождь насыщают окружающий воздух множеством мелкодисперсных частиц, которые закрывают обзор.

Кроме того, видимость в таком случае снижается и в ходе загрязнения лобового стекла потоками дождя либо снежными массами.

Ознакомьтесь также с правилами обгона транспортного средства.

Правила движения при недостаточной видимости

Недостаточная видимость более опасна для участников движения. Зачастую она становится причиной большинства аварий, в том числе и с тяжёлыми последствиями.

Именно поэтому в ПДД строго регламентированы действия на дороге в ряде случаев, способствующих плохой видимости.

Для этого было введено как использование специфических технических средств, так и особые нормы поведения.

Что означает термин

Использование фар и фонарей

При недостаточной видимости каждый водитель технического средства вне зависимости от степени освещения дороги обязан включить фары ближнего или дальнего света, а на прицепах и буксирующих транспортных средствах габаритные фонари. Во время тумана, снегопада или сильных дождей вместо фар либо в сочетании с ними допустимо включать противотуманные фонари, установленные по ходу направления, а также сзади идущего транспорта.

В городских условиях водители обязаны включать исключительно фары ближнего света.

Дальние должны включаться на дорогах между населёнными пунктами либо если до впереди идущего транспорта наблюдается расстояние более 300 м.

По мере пересечения транспорта с разных сторон передвижения, каждый водитель обязан переключить дальний свет на ближний заблаговременно, не позже чем за 250 м до точки пересечения.

Важно! В случае остановки в условиях плохой видимости фары, габаритные огни и противотуманные фонари выключать запрещено. При этом, сколько бы не было участников движения на дроге, перед выходом из автомобиля водитель обязан надеть световозвращающий жилет.

Обозначение выступающего груза

Под выступающим грузом подразумевают любой предмет, габаритный параметр которого выступает либо не вписывается в объёмы авто и отсеков для перевозки грузов. Для этого они должны выступать сбоку транспорта не менее чем на 40 см, а сзади или спереди, не менее чем на 1 м.

Такие предметы перед началом движения должны обязательно обозначаться специальным знаком «Крупногабаритный груз». Представляет он собой квадрат, с нанесёнными поочерёдно полосами белого и красного цвета, имеющими световозвращающую поверхность.

Помимо этого на краях предмета должны быть установлены и прочие световозвращающие элементы или фонари красного цвета, описывающие его габариты.

Что означает термин

Ограничения на прогон животных

Согласно действующим нормам водителям гужевого транспорта, а также погончикам верховых и вьючных животных в случае плохой видимости на дороге запрещено пересекать железнодорожные пути вне отведённых для этого местах, а также любые дороги в тёмное время суток. Исключение составляют только те транспортные пути, на которых предусмотрены специальные тоннели и мосты для прогона животных.

Световозвращатели для пешеходов

С 1 июля 2015 года в законодательство РФ была введена специальная поправка, которая обязала пешеходов носить с собой специальный жилет или любые световозвращающие элементы.

Эта норма касается всех участков дороги, не граничащих со специальным защищающим пешеходов сооружением, а также на транспортных магистралях вне населённых пунктов. Такой предмет должен обязательно находиться в зоне видимости встречного транспорта при движении по обочине либо пересечении дороги.

В пределах населённого пункта эта норма также действует, однако носит только рекомендуемый характер.

Светлое время суток

Под светлым временем суток подразумевается период дня от рассвета до заката, во время которого складываются наиболее приемлемые для движения условия.

Однако часто в данный промежуток суток наблюдаются всевозможные ограничения, приводящие к ограниченному или недостаточному обзору.

Наиболее часто водитель сталкивается ограниченным, при этом во время движения показано пользоваться описанными выше правилами и рекомендациями.

Как упоминалось выше, недостаточный обзор в светлое время суток вызывается снегопадами, сильными дождями либо туманом, при этом действия водителей и пешеходов в этом случае регламентируются общими ограничениями, разработанными для регулирования движения при недостаточной видимости. Исключение приводиться только лишь для водителей гужевого транспорта и погонщиков верховых и вьючных животных. Им разрешается передвижение и пересечение дорог в установленном ПДД порядке.

Что означает термин

Недостаточная и ограниченная видимость — это главная причина аварий, а также опасности на дороге.

Именно поэтому каждый водитель вне зависимости от опыта должен обязательно придерживаться всех рекомендаций ПДД по действию в таких ситуациях.

Это касается не только соблюдения скоростного режима, но и обеспечения взаимной безопасности на дороге, которая достигается путём выполнения всего нескольких простых правил.

Источник: https://auto.today/bok/14548-ogranichennaya-i-nedostatochnaya-vidimost-v-pdd-rf.html

Каким образом вести себя правильно на дороге в условиях недостаточной и ограниченной видимости

Внешние факторы на дороге, например, погодные или сезонные, зачастую играют немаловажную роль. Они оказывают влияние на условия видимости объектов. Во время эксплуатации транспорта нельзя ими пренебрегать.

Что означает термин

Что означает недостаточная видимость

Бывалые автомобилисты нередко сталкивались с условиями, в которых существенно падает обзорность дорожной обстановки. Это может происходить как по причине образовавшихся туманов, сильных дождей либо чрезмерно слепящих солнечных лучей.

Водителю не удается четко различить предметы или людей в нескольких десятках или сотнях метров. Подобные условия описаны в Правилах дорожного движения. Поэтому, разбираясь, что для автомобилистов означает такой важный термин, как недостаточная видимость, необходимо обратиться к ПДД.

Важно! Недостаточная видимость на дороге – это период тёмного времени суток, потому что реальная обзорность зависит от работы установленных на транспорте световых приборов.

Без дополнительной помощи или приспособлений водителю не удается различать формы движущихся по дороге объектов. Не всегда очевидно, где имеется силуэт пешехода, а где иной образ. В подобных обстоятельствах рекомендуется существенно снизить скоростной режим, а для того, чтобы быть более заметным для остальных, стоит включить аварийную световую сигнализацию.

Движение в условиях недостаточной видимости

К условиям, характеризующимся как недостаточная видимость на дороге, относятся временные явления. Они блокируют обзорность далее 300 метров от авто. Одним из факторов являются сумерки.

Что означает термин

Сумеречным периодом называется время, когда солнце только оказалось за горизонтом. При этом еще сохраняется хорошая видимость на дальнее расстояние без включения фар. Соответственно сумерки могут быть ночными и дневными.

Во время дождя

Начинающие водители могут считать, что дождь опасен для транспорта тем, что снижает сцепление колес с дорогой. В отдельных случаях мокрое полотно понижает коэффициент до 2 раз и более, что существенно увеличивает тормозной путь. Из-за аквапланирования происходит множество аварий.

Также осадки в виде дождя или снега понижают видимость дорожной обстановки для водителя. Ограниченная обзорность не должна стать для автомобилиста неожиданностью. Важно заранее настроиться на то, что во время непогоды нужно менять поведение за рулем.

Даже если встречное авто залило водой из лужи или потока на дороге лобовое стекло, нельзя резко тормозить или делать внезапные маневры. Стоит выполнить ряд мероприятий:

  • сразу включаем очистители стекла;
  • плавно снижаем нагрузку с педали газа;
  • при необходимости переходим постепенно на пониженную передачу или включаем аварийку, что даст понять водителям вокруг о ваших сложностях в управлении машиной.
Читайте также:  Закон об осаго: новая редакция 2020 года с комментариями

Как только видимость восстановится, выключайте аварийную световую сигнализацию, но увеличивать скорость не стоит. Мокрые колодки не смогут качественно выполнить свою работу.

При тумане

Вождение в тумане требует более высокого профессионализма от автомобилиста, чем езда в дождь. Такие погодные условия создают потенциально высокоаварийную ситуацию на пути. Ежегодно в таких ДТП гибнет и калечится множество людей.

Негативными факторами тумана являются:

  • существенно снижается зона видимости;
  • формируется обман зрения;
  • затрудняется ориентирование на местности;
  • отсутствует возможность просчитывания расстояний до объектов.

Такая погода формирует искаженное восприятие предметов и транспорта. Рассчитать скорость движущегося попутного или встречного автомобиля практически невозможно. Происходит искажение цветов (кроме красного спектра). Это делает наиболее видимыми красные машины.

Что означает термин

Высокая концентрация и напряжение выматывает водителя, что может стать причиной совершения ошибок. Вглядываясь во мглу, устают быстро глаза, особенно, когда на машине отсутствуют более приспособленные для ситуации противотуманные фары. Дальний в такой ситуации оказывается абсолютно бесполезным.

Правильным является следующее поведение:

  • важно снизить скорость на столько, чтобы она была в 2 раза меньше значения видимости в метрах, например, для обзорности 40 м., нужно ехать не быстрее 20 км/ч;
  • водитель должен суметь затормозить в пределах видимости;
  • включен должен быть ближний и противотуманки;
  • обязательно работают «дворники» на лобовом стекле и обогрев заднего;
  • если видна разметка, то нужно ехать близко к ней, а не к обочине;
  • можно наклонить голову вперед или при необходимости высунуть ненадолго из окна;
  • боковое окно желательно держать открытым, чтобы иметь возможность услышать шум приближающегося мотора чужого авто;
  • можно периодически за пределами города подавать звуковой сигнал.

Не стоит существенно уменьшать дистанцию с передней машиной в тумане. Также ненужно светить ей агрессивно сзади, а лучше притушить фары. Категорически недопустимо останавливаться на проезжей части, а важно максимально с нее убрать транспорт, когда требуется парковаться. Совершать обгон в подобных условиях вряд ли уместно, так как что-либо выиграть не удастся.

При ослеплении солнцем

Одним из факторов на дороге, оказывающим негативное влияние на обзорность, является яркое солнце. Чрезвычайно большая яркость понижает концентрацию внимания и негативно сказывается на обзорности.

Проблемно ехать навстречу закату или рассвету. Также усугубляет ситуацию в нашем климате обилие снега вокруг. Глаза быстро устают от напряжения, и это сказывается на состоянии водителя.

Резкий переезд в тень не дает быстрого улучшения, а наоборот, создает кратковременный эффект ослепления, когда теряется вовсе видимость при перенастройке зрения. У водителя в солнечный день из-за напряжения может теряться концентрация и сосредоточенность, поэтому он не всегда замечает дорожные знаки или не видит сигнал светофора.

Что означает термин

Желательно правильно пользоваться козырьком, расположенным перед лобовым стеклом. Эта деталь интерьера также во всех машинах поворачивается, закрывая глаза от ослепления сбоку.

Под влиянием иных погодных явлений

Внезапный снегопад может сопровождаться метелью. Снежинки дольше находятся в воздухе, чем капли дождя, поэтому могут создавать барьеры видимости. Это повышает риск возникновения аварий на трассах.

Применение химических средств, разрушающих снег на дороге, приводит к образованию грязи. Из-под колес она летит на лобовое стекло в виде агрессивной взвеси. В вечернее время подобные ситуации создают трудности для автомобилистов.

Сумеречный период суток оказывает влияние на скорость внимания. У водителя замедляется реакция, так как глаза перестраиваются на новую окружающую обстановку.

Чем недостаточная видимость отличается от ограниченной

Чтобы правильно себя вести на дороге и соблюдать ПДД, каждый водитель обязан знать, что по Правилам означает используемый всеми термин «ограниченная видимость». Благодаря этому не только улучшается знание законодательства, но и повышается безопасность автомобилистов.

Ограниченная видимость по действующим ПДД для водителя проявляется в ограничении поля зрения окружающим ландшафтом, строениями, растительность, дорожными изгибами.

Фактически подобная видимость не зависит от текущего времени. Водитель должен придерживаться рекомендованного ограничения скорости на подобных дорожных участках.

Кроме этого при движении определены запреты на развороты или обгонные маневры.

В значении обзорности нет разницы по сезону или времени суток, что отличает его от других понятий. Стоит дополнительно учитывать обязательства, накладываемые на водителей за пределами города. Чтобы повысить видимость, которая может быть недостаточная даже днем в пасмурную погоду, всех обязуют включать ближний свет либо ходовые огни, чем стремятся снизить аварийность.

Способы увеличения видимости

Ограниченная обзорность по правилам не урегулирована жестко. Водителю дается некоторая свобода действий. Важно правильно воспользоваться имеющимися в машине вспомогательными приборами.

Повысить видимость помогают хорошо отрегулированный ближний свет и включенные противотуманки. Дополнительно рекомендуется включать задние противотуманки, чтобы улучшить видимость себя. Скоростной режим нужно выбрать оптимально-минимальный.

Что означает термин

Не стоит уменьшать дистанцию между машинами, так как это не только скажется на безопасности, но и на обзорности. Если пришлось остановиться, то обязательно съезжайте в сторону с пути, а при выходе из машины нужно быть одетым в жилет со светоотражающими элементами.

В машине включайте обдув переднего стекла, чтобы не создавался конденсат. Снаружи поверхность должны обрабатывать резиновые щетки дворников. Придерживаясь правильно скоростного режима, необходимо держаться середины полосы.

Заключение

При плохой видимости или обзорности водитель должен приложить максимум усилий, чтобы обеспечить безопасность пассажирам и остальным участникам дорожного движения. Не стоит расслабляться, обгонять машины, двигаться задним ходом. Важно быть готовым к любым неожиданностям на пути.

Источник: https://drivertip.ru/zhizn/kak-vesti-sebya-na-doroge-ogranichennoy-vidimosti.html

Ограниченная видимость ПДД: в чем разница между ней и недостаточной, определение, условия, правила

Что означает термин

Обязательное условие безопасности движения – хороший обзор дороги и окружающего пространства, что не всегда возможно. Тем более нельзя чувствовать себя уверенно за рулем, если не знать, как ехать, когда путь плохо просматривается. Чем отличается ограниченная видимость, ПДД разъясняют достаточно подробно. Об этом, а также о том, как вести себя в данных обстоятельствах, что запрещено водителям, читайте далее в статье.

Определение ограниченной видимости в ПДД

Термин и его значение есть в «Правилах дорожного движения»:

Ограниченная видимость» – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

То есть препятствия, мешающие обзору, представляют собой физические тела. В большинстве случаев препятствия неустранимы, ведь нельзя срезать путь так, чтобы он стал прямым.

Или разрушить строение, делающее дорогу плохо просматриваемой. Ограниченная видимость не исчезает и при хорошем освещении.

А вот в темное время суток она становится еще большей проблемой для водителя, несмотря на зажженные световые приспособления.

Как измерить границы участка, где есть ограниченная видимость, в ПДД определение не разъясняет, ведь расстояние не указано. Но есть, например, подпункт 8.11 правового документа:

Разворот запрещается: … в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;…

А также подраздел 12.4:

Остановка запрещается:… на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;…

Отсюда можно сделать вывод: если водитель не имеет шанса просмотреть пространство в 100 м из-за находящегося на пути объекта или рельефа местности, значит, он уже находится на проблемном отрезке. Сам участок нередко оказывается длиннее.

В чем разница с недостаточной

Ограниченный обзор – не единственная сложность, способная помешать автомобилисту хорошо различать особенности дороги и других участников движения. Существует еще понятие недостаточной видимости. Эта проблема тоже не может быть устранена усилиями водителя, но негативно влияет на безопасность.

Тем не менее ограниченная видимость и недостаточная видимость ПДД различаются. Причиной возникновения второго становятся осадки (туман, снегопад, дождь), неизбежные изменения естественной освещенности дороги, задымление от пожара, смога.

Если из-за одного из этих обстоятельств водитель не видит другие ТС, пешеходов, особенности полотна на протяжении 300 м, значит, он попал в зону недостаточной видимости. При этом физических препятствий на дороге нет, рельеф местности тоже не мешает ее просматривать.

Что означает термин

Отличие недостаточной видимости еще и в том, что проблема исчезнет, когда уйдет ее причина. Но существовать она может на большом отрезке дороги, пока есть дождь, туман, снегопад и т.п. Качество полотна и рельеф местности на эту проблему не влияют. Идеальное покрытие и отсутствие препятствий в данном случае не улучшат обзор.

Ограниченная видимость присутствует на определенном участке пути, не завися от погодных условий. И исчезает после того, как автомобиль минует его.

О том, что такое условия ограниченной видимости ПДД тоже дают достаточно четкое представление. К ним относятся:

  • здания, строения в черте населенного пункта или вне ее;
  • растительность (деревья, кустарники);
  • изгибы дорожного полотна, когда дорога резко меняет направленность;
  • изменение угла плоскости пути из-за особенностей рельефа, то есть подъем, особенно в конце;
  • стоящее на обочине или краю дороги другое транспортное средство.

При наличии любой из этих особенностей находящийся за рулем движущегося авто человек не сможет рассмотреть, что находится впереди, есть ли там другие машины или люди. Не удастся это сделать и если транспорт остановится.

Что означает термин

В некоторых случаях те, кто обустраивает дороги, радикально борются с проблемой, например, вырубают препятствующие обзору кусты. Но это не всегда возможно, ведь нельзя изменить рельеф местности или снести жилой дом.

Есть менее затратные способы соблюсти дорожную безопасность. О приближении автомобилиста к сложному участку оповещают установкой знаков, нанесением разметки.

Они же подскажут, как вести себя, чтобы не создать аварийную ситуацию.

Правила езды

Понятно, что на сложном участке дороги водитель обязан быть особенно внимательным и аккуратным. И хотя в правилах ПДД ограниченная видимость в этой части отдельным пунктом не регламентируется, требования к движению на сложном участке есть:

  • Запрещен разворот. Маневр нелегко выполнить и там, где он разрешается, есть все условия для его осуществления. Нужно достаточно пространство на дороге, отсутствие препятствий. При ограниченной видимости это невыполнимо, поэтому разворот просто опасен.
  • Запрещена остановка. Находящееся в покое у крутого поворота или на краю подъема ТС создает угрожающую ситуацию для других участников движения. Ведь их водители не увидят стоящий объект, и вероятность наезда на него многократно повышается.
  • Необходимо правильно выбрать скоростной режим. Это требует подпункт 10.1 ПДД:

Водитель должен вести транспортное средство…, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Читайте также:  Сколько метров от дома считается придомовая территория

Очевидно, что быстрая езда при плохом обзоре опасна. Из-за поворота может внезапно появиться другой автомобиль, из-за здания или стоящего транспорта – пешеход. И не всегда в таких условиях помогает экстренное торможение.

  • Запрещен обгон. Это тоже сложный маневр, при котором нужно прибавить скорость, иметь достаточно места на дороге. Обязательное условие для обгона – выполняющее его транспортное средство не должно становиться помехой для других участников движения и иметь других препятствий, кроме обгоняемого. При ограниченной видимости все это нереально.

Ещё на AutoLex.Net:

Правильно читаем знак «Ограничение скорости»

Водитель не может быть уверенным, что по встречной полосе к нему не приближается машина, или проезжую часть на опасном отрезке не перебегает человек.

Что означает термин

  • Запрещено движение задним ходом. Пункт 8.12 Правил не допускает осуществления маневра в тех же условиях, где нельзя выполнить разворот. То есть при ограниченной видимости на расстоянии 100 м.

Двигаться в пределах отрезка с плохим обзором следует так, чтобы в случае внезапной остановки тормозной путь оказался максимально коротким. То есть следует учитывать также качество дороги, погодные условия. Очень важно соблюдать дистанцию с другими ТС, не следует подходить к ним слишком близко.

Правила движения на участке, где ограниченная видимость, в ПДД расписаны достаточно четко. За нарушения по этой части наказывают по разным статьям КоАП, и штрафы там от 500 р. до 5000 р., возможно лишение прав. Но самую серьезную проблему водитель может приготовить себе сам, если попадет в аварию. Ведь при плохом обзоре пути такая вероятность очень высока.

Источник: https://autolex.net/95175-ponjatie-ogranichennaja-vidimost-i-pdd-pri-dvizhenii-po-nej.html

Тоже интересно

Многие автолюбители путают термины недостаточной и ограниченной видимости. Как управлять авто в такой ситуации и правильно выбрать скоростной режим? Данная статья расставит все точки над «i» в вопросе видимости на дороге.

Недостаточная видимость: описание

Что означает термин

Как определить недостаточность обзора? Если водитель не различает цвет, форму впереди идущего ТС, либо не видит пешехода или другой объект, то видимость считается недостаточной. Во всех случаях настоятельно рекомендуется снизить скорость передвижения и включить «аварийку», чтобы избежать ДТП.

Внимание! К недостаточной видимости можно отнести темное время суток, так как дальность обзора зависит от световых приборов ТС.

Ограниченная видимость: определение и общая информация

Термин «Ограниченная видимость» означает объект или особенность дорожного полотна, ограничивающий видимый обзор до 100 метров. Под объектом подразумеваются габаритные машины, деревья, здания.

К особенностям зоны ограниченной видимости относятся подъемы, затяжные повороты или извилистые участки дорожного полотна.

Что означает термин

Важно знать! Категорически запрещается совершать обгон, разворот, стоянку или остановку на отрезке пути с ограниченной дальностью обзора. Такие манёвры могут подвергнуть опасности как вас, так и других водителей.

Недостаточная и ограниченная видимость в ПДД

Эта часть статьи для тех, кто намерен сдавать экзамены на получение водительского удостоверения. Положения взяты из правил дорожного движения Российской Федерации.

  • Недостаточная видимость — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
  • Ограниченная видимость — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или транспортными средствами.

Каким должно быть движение при ограниченной и недостаточной видимости

Ограниченная видимость Недостаточная видимость
Скорость По ситуации 35-40 км/ч
Дистанция 100-200 м 300-400 м
Световые приборы Дневные ходовые огни ближний свет, противотуманные фары

Данные ограничения не являются строгими и не прописаны в правилах ПДД. Исключение — световые приборы.

Внимание! При недостаточной видимости стоит снизить скорость до безопасной. Всегда учитывайте длину тормозного пути и не приближайтесь чрезмерно близко к впереди идущему автомобилю.

Общие рекомендации

Рассмотрим несколько рекомендаций в той или иной ситуации на дороге.

Дождь

Вода снижает сцепление колес с дорогой, что приводит к ухудшению управляемости и увеличению тормозного пути. На асфальтированном покрытии опасно аквапланирование. Бывалые автомобилисты отмечают, что машины, идущие на обгон или едущие навстречу, выбрасывают поток воды с грязью.

Это приводит к сильному загрязнению лобового стекла и полному ослеплению. Не стоит паниковать! Уберите ногу с педали газа и немедленно включите «дворники» в быстром темпе. Никогда не бейте по тормозам, используйте двигатель. Следующий случай — сильный ливень. Стеклоочиститель не успевает «протирать» лобовое стекло и видимость почти нулевая.

Стоит сбросить скорость, а лучше остановиться, пока дождь не утихнет.

Туман

Затруднение в ориентировании, обман зрения и уменьшение дальности обзора — последствия тумана. Во многих случаях искажается расстояние и скорость ТС. Более того, туман сильно воздействует на психику человека. Низкая дальность обзора, неожиданные повороты и встречные машины заставляют водителя нервничать и принимать неверные решения.

Потеря концентрации и усталость глаз снижают реакцию автомобилиста. При тумане рекомендуется снижать скорость до половины дальности обзора. Пример: видимость 40 м, скорость должна составлять 20 км/ч. Двигайтесь с ближним светом и «противотуманками», они лучше освещают дорожное полотно, чем дальний свет.

Что означает термин

Вот несколько советов по передвижению в тумане:

  1.  Будьте готовы к остановке в пределах видимого участка пути.
  2. Разъезд со встречным автомобилем при дальнем свете проводится без переключения.
  3. Включйте задние «противотуманки».
  4. Используйте «дворники».
  5. Если окна запотевают, следует включить обогрев.
  6. Чтобы разглядеть дорогу в очень густом тумане, высуньте голову из окна.
  7. Не используйте фонари впереди идущего авто в качестве ориентира.
  8. Ни в коем случае не совершайте обгон.

Сумерки

Самое коварное время суток. Глаза человека не могут различать объекты и расстояние до них. Нередко случается обман зрения. Водителю кажется, что перед ним препятствие, но на самом деле его нет.

В сумерках рекомендуется включать дальний свет фар. Он не сильно повлияет на дальность обзора, но поможет увидеть неожиданно возникшее препятствие.

Совет: двигайтесь с такой скоростью, при которой вы немедленно сможете среагировать остановкой или объездом.

Слепящее солнце

Ранним утром, когда солнце взошло над горизонтом, водители сталкиваются с ослеплением. Козырек не помогает, а очки чересчур затемняют неосвещенные участи дороги. Зрачки сужаются, и автомобили кажутся черными силуэтами, а пешеходов вовсе не видно. При таком освещении, проезжая тень, зрачки не успевают приспособиться, и водитель внезапно перестает видеть в течение пары секунд.

Двигаясь в противоположную сторону от солнца, трудно разглядеть сигналы светофора, фонари ТС. В данном случае тень вашей машины должна падать на автомобиль, идущий впереди. Если же солнце светит сбоку, то используйте козырек, развернув его на бок.

  • Что означает термин
  • Полировка фар своими руками в домашних условиях: самые эффективные способы.
  • Чем отличается ОСАГО от КАСКО: преимущества и недостатки каждого полиса читайте в этом обзоре.

За какие правонарушения происходит лишение водительских прав и на сколько: http://avto-femida.ru/prava/driving-licence/lishenie-voditelskih-prav.html

Как такие места обозначены

При недостаточной видимости используют специальные светоотражающие элементы. Но в ПДД нет специализированных знаков для участков дороги с ограниченной и недостаточной видимостью.
Будьте осторожны на дороге и всегда оставайтесь бдительны! Безопасность превыше всего.

Источник: http://avto-femida.ru/order/pdd/ogranichennaya-vidimost.html

О смысле и применении понятия "ограниченная видимость" в пдд рф

В Правилах дорожного движения (ПДД РФ) с незапамятных времен существует понятие «ограниченная видимость», определяемое следующим образом: «Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами. С момента внесения этого понятия в список определений формулировка несколько раз уточнялась, однако ее смысл остался без изменения. Все вроде бы точно и логично, пока речь идет о «дороге вообще» в рамках обычного разговора. Если требуется определить, применимо ли это понятие к видимости на конкретном участке дороги, с конкретной его точки — нередко возникают неустранимые противоречия. Допустим, перед нами прямая дорога через совершенно плоскую равнину, и вся она отлично просматривается до самого горизонта. Значит ли это, что видимость на этой дороге не ограничена? Увы, нет — видимость ограничена той самой линией горизонта, иначе говоря — «рельефом местности, геометрическими параметрами дороги».

То есть, при буквальном истолковании определения получается, что дорог, на которых видимость не ограничена, не существует. В каждом конкретном случае требуются какие-то дополнительные данные, чтобы применить определение к участку дороги. Иначе говоря, в определении отсутствуют количественные показатели.

В ПДД РФ и российской правовой практике понятие ограниченной видимости применяется почти исключительно в контексте п. 11.4 ПДД РФ, которая запрещает обгон, в частности,

«в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью». За нарушение этого запрета водители привлекаются к административной ответственности по ст. 12.15 КОАП РФ.

Таким образом, если водитель намеревается совершить обгон, и дорожные знаки/разметка этого не запрещают, ему необходимо самостоятельно определить, находится ли его автомобиль «в конце подъема», и является ли видимость на данном участке дороги «ограниченной» в том смысле, в каком ее понимают ПДД РФ. Есть ли у водителя возможность это сделать однозначно и уверенно?

Приходится признать, что такой возможности у водителя нет. Как было показано выше, по смыслу примененной в ПДД формулировки получается, что видимость ограничена на любой дороге, а количественных показателей определение не содержит. Понятие «конец подъема» в ПДД РФ не определено, поэтому о том, в какой точке подъема начинается его «конец», тоже можно судить лишь интуитивно.

Разумеется, в большинстве случаев большинство водителей интуитивно и на основании опыта сойдется в том, что вот на этом участке обгон совершать определенно можно, а вон на том — определенно не стоит. Однако, интуитивные суждения неприменимы в рамках административного производства, где требуются однозначные формулировки.

Если инспектор ГАИ счел водителя нарушившим ПДД и возбудил дело об административном правонарушении, водитель не имеет возможности оспорить это обвинение юридически грамотно, на основании объективных норм закона.

Ему остается апеллировать лишь к субъективным категориям — например, настаивая на том, что он видел дорогу «на достаточном расстоянии», а расстояние до вершины подъема было «достаточно велико».

Или, как вариант, вообще отрицать сам факт обгона, если он не зафиксирован на фото- или видеозаписи.

Здесь, к сожалению, начинает работать печально известный «принцип НОНД» («нет основания не доверять»), широко используемый в российских судах, который сводится к тому, что любой инспектор ГАИ имеет специальное образование и является должностным лицом — то есть, по отношению к водителю выступает кем-то вроде специалиста, по определению грамотного и беспристрастного. Поэтому, если инспектор написал в протоколе, что обгон был совершен «в конце подъема, на участке с ограниченной видимостью», и дорожные условия хотя бы в общих чертах этому соответствуют (подъем существует, и автомобиль находился где-то в его пределах) — у водителя практически нет шансов доказать свою невиновность.

Между тем, вопрос о правомерности обгона в «сомнительных» местах очень давно и исчерпывающим образом разрешен в государственных стандартах, регламентирующих применение дорожных знаков и разметки. Сейчас действует ГОСТ Р 52289-2004.

В п. 6.2.3 приведены условия, требующие применения разметки 1.1 (одинарная сплошная линия). В частности, такая разметка должна применяться «на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой (таблица 3) перекрывают друг друга (рисунок В.6а)». П. 5.4.21 вводит те же условия для знаков запрета обгона 5.20 и 5.22. На рисунке В.6 приведены наглядные примеры участков дорог, на которых зоны видимости встречного автомобиля перекрываются (а) или не перекрываются (б). В таблице 3 приведены различные скорости движения и соответствующие им минимальные расстояния видимости встречного автомобиля, при которых обеспечивается безопасность движения. Например, скорости 90 км/ч соответствует расстояние 300 м. Таким образом, нормативные документы содержат все необходимые сведения, позволяющие дать однозначный ответ о том, является ли видимость на конкретном участке дороги «ограниченной» (необеспеченной), или нет.

Проблема лишь в том, что ГОСТ Р 52289-2004 является руководящим документом исключительно для дорожных служб.

По закону, на каждом участке каждой дороги, где не обеспечена видимость, должны быть установлены дорожные знаки и нанесена разметка.

Читайте также:  Рефинансирование ипотеки в сбербанке в 2020 году

Если все эти требования выполнены, водителю нет нужды самостоятельно оценивать расстояние видимости — ему достаточно лишь руководствоваться знаками и разметкой.

Почему же тогда из ПДД до сих пор не исключены определения, допускающие неоднозначное толкование и регулярно приводящие к судебным спорам? Потому, что у собственники дорог не спешат оборудовать все дороги техническими средствами регулирования.

Чиновникам эта ситуация выгодна: расплывчатость формулировок позволяет легко фабриковать ложные обвинения, штрафы за нарушение ПДД РФ по ст. 12.

15 КОАП РФ достаточно велики, что помогает в наполнении бюджета, а возможность лишения права управления позволяет сотрудникам ГАИ вымогать у водителей взятки.

Какой выход можно предложить в данной ситуации? Мне видится три варианта: · Добавить в определение ограниченной видимости количественные показатели, изложенные в ГОСТ Р 52289-2004. · Исключить из п. 11.4 ПДД РФ последний абзац о запрете обгона в конце подъема и т.п., подразумевая, что во всех подобных местах должны применяться технические средства регулирования (знаки и разметка), за отсутствие которых должны нести ответственность собственники дорог.

· Ничего не менять в ПДД РФ, но принять закон, обязывающий суды исследовать фактические обстоятельства каждого дела по ст. 12.15 КОАП РФ с учетом положений ГОСТ Р 52289-2004.

Первый вариант вряд ли реализуем на практике, ибо перегружает водителя количественными данными, которые необходимо помнить, и обязывает достаточно точно оценивать сравнительно большие расстояния. Практическая его ценность невелика, поэтому он приведен больше «для порядка». Второй вариант идеален при стопроцентном покрытии дорог техническими средствами, на что в масштабах страны не приходится рассчитывать еще много лет. Без этого исключать из ПДД требования безопасности было бы неразумно. Третий вариант подразумевает, что водитель продолжает оценивать обстановку субъективно, но при рассмотрении дела об АП суд в каждом случае обязан оценивать объективные обстоятельства. Например, если инспектор ГАИ не указал в протоколе конкретное место, в котором был совершен обгон, и скорость, с которой двигался автомобиль, производство должно подлежать безусловному прекращению на основании отсутствия события правонарушения. Если эти сведения указаны в протоколе — суд должен проверить их достоверность, и соотнести с положениями ГОСТ Р 52289-2004. Какие еще варианты можно предложить для решения проблемы? По этому вопросу я создал инициативу 54Ф28224 на сайте «Российская общественная инициатива». Что означает термин Что означает термин

Источник: https://pravorub.ru/articles/71508.html

Недостаточная и ограниченная видимость: сходства и различия

При знакомстве с Правилами дорожного движения кандидат на получение водительского удостоверения сталкивается с соответствующим понятийным аппаратом. На первый взгляд термины «недостаточная» и «ограниченная видимость» кажутся идентичными. Однако такие условия оказывают различное влияние на действия водителя, поэтому необходимо четко разграничивать эти понятия.

Согласно Правилам под недостаточной видимостью понимается явление, когда максимальная дистанция в направлении движения, на котором водитель способен распознать объекты дороги и другие транспортные средства, – менее 300 метров. Такая ситуация на дороге обусловлена следующими состояниями окружающей среды:

  • туман;
  • дождь, морось, ливень;
  • снегопад, метель;
  • слепящее солнце;
  • пыль, грязь;
  • сумерки;
  • прочие природные явления.

Водитель должен знать, что в таких условиях при отсутствующих или не горящих задних габаритных огнях и фарах движение транспортного средства запрещено.

Расстояние в 300 метров установлено с учетом тормозного пути автомобилей, движущихся во встречных направлениях с максимально разрешенной скоростью 90 км/ч. В расчет принят также коэффициент сцепления шин с увлажненным дорожным покрытием равный интервалу 0,3-0,35.

Что означает термин ограниченная видимость

Ограниченная видимость возникает в случае, когда возможность водителя оценивать дорожную обстановку в направлении движения ограничивается различными препятствиями. Правила определяют следующие:

  • рельеф местности;
  • растительность;
  • геометрические параметры дороги;
  • другие транспортные средства;
  • строения, сооружения;
  • иные объекты.

Термин был введен в ПДД РФ в 2010 году постановлением Правительства РФ № 316 в целях четкого понимания пункта 11.4, который запрещает выполнение обгона на участках с ограниченной видимостью (в конце подъема и на опасных поворотах).

Правила не устанавливают определенное расстояние, которое являлось бы критерием ограниченности. Но в контексте требований разделов 8, 11, 12 Правил понятно, что условное ограничение соответствует расстоянию менее 100 метров.

На таких участках дорог запрещается:

  • обгон;
  • движение задним ходом;
  • разворот;
  • остановка;
  • стоянка.

В ПДД РФ перечислены основные примеры объектов и ситуаций, ограничивающих обзор, однако указанный перечень не является полным.

Ограниченная и недостаточная видимость: основные различия

Четко определив и глубже разобравшись в терминах легко выделить их основные различия и не путаться в употреблении данных понятий.

Первое различие содержится непосредственно в тексте Правил:

  1. недостаточная видимость – явление всегда временное и чаще всего обусловлено ухудшением погодных явлений;
  2. ограниченная видимость имеет место при постоянных (рельеф, сооружения) или временных (посторонние объекты на проезжей части, ремонтные работы) препятствиях на проезжей части.

Второе различие является логическим продолжением первого:

  1. вследствие непредсказуемости и временного характера климатических явлений невозможно предупредить водителей посредством дорожных знаков;
  2. об участках, ограничивающих обзор чаще всего предупредить возможно.

Третье различие состоит в действиях водителя, обеспечивающих безопасность дорожного движения:

  1. при ухудшении погодных условий необходимо включить дополнительное освещение;
  2. при приближении к опасным участкам дороги – обратить внимание на предупреждающие знаки.

Способы увеличения видимости

С целью улучшения условий управления автомобилем в сумерках, во время снегопада, дождя, иных природных явлений необходимо:

  • на движущемся транспортном средстве включить дальний и ближний свет, Правилами разрешено также включение противотуманных фар с ближним и дальним светом;
  • при остановке и стоянке транспортного средства включить габаритные огни с фарами ближнего света, противотуманными и задними противотуманными фарами;
  • использовать стеклоомыватели и стеклоочистители ветрового стекла;
  • снизить скорость до уровня, позволяющего при необходимости остановиться без создания аварийной ситуации;
  • увеличить дистанцию транспортного средства, идущего впереди, в целях обеспечения большего места и времени для предотвращения опасности.

При ограничение обзора необходимо:

  • не игнорировать знаки, предупреждающие о приближении к опасному участку проезжей части, предписывающие и информационные знаки;
  • изменить скоростной режим в соответствии с предписаниями дорожных знаков и с учетом ситуации на дороге.

Источник: https://avtouley.ru/gibdd/chto-oznachaet-termin-ogranichennaya-vidimost.html

Условия видимости согласно ПДД: недостаточная и ограниченная видимость, светлое и темное время суток

1.8. Общие положения. Условия видимости 2 Май 2015      Администратор      Главная страница » Курс ПДД      Просмотров:  

В последнем – седьмом – блоке понятий мы рассмотрим условия видимости, в которых водителю приходится двигаться на транспортном средстве.

Движение в тумане, в условиях  дождя или снегопада, с одной стороны, ночная езда, с другой стороны, крутые повороты с практически «нулевой» видимостью, с третьей стороны, — все это условия видимости, которые имеют конкретные названия. Давайте поговорим о них.

  • ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК
  • Казалось бы, ну чего проще… Не будем спорить с этой оценкой и процитируем ПДД.
  • «Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

Согласитесь, попахивает стилистикой общевоинских уставов вооруженных сил РФ. А если проще, то темное время суток — это период времени, когда невозможно двигаться без специального дополнительного освещения дороги.

Водитель обязан помнить, что в условиях темного времени суток действуют особые правила движения. Так, например, движение на транспортном средстве должно осуществляться исключительно с применением ближнего или дальнего света фар. (Более подробно о применении внешних световых приборов мы поговорим при анализе соответствующего раздела ПДД).

  1. Антиподом темного времени суток является светлое время суток, то есть промежуток времени, при котором действует естественное (солнечное) освещение.
  2. НЕДОСТАТОЧНАЯ ВИДИМОСТЬ
  3. «Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
  4. Непогода и сумерки весьма существенно сокращают расстояние видимости, не позволяя различать даже очертания объектов, находящихся на некотором удалении.

Согласитесь, подобное положение вещей – явление крайне опасное при движении на транспортном средстве. Именно поэтому Правила вводят понятие недостаточной видимости, очерчивая ее границы – видимость дороги менее 300 метров в условиях непогоды или сумерек.

И еще один момент. Термин «недостаточная» означает, что видимость дороги есть, но в настоящий момент недостаточно естественного освещения. А, следовательно, и в  условиях недостаточной видимости (как и в темное время суток) водитель обязан использовать внешние световые приборы (дальний или ближний свет фар).

  • Это позволит компенсировать недостаточность естественного освещения.
  • Наша подобная, на первый взгляд, тавтология вокруг недостаточности, будет вполне оправдана при анализе следующего понятия.
  • ОГРАНИЧЕННАЯ ВИДИМОСТЬ
  • «Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
  • Ограниченная видимость не позволяет водителю видеть дорогу на безопасном расстоянии.

К великому сожалению, в ПДД не указана конкретная числовая характеристика  (метраж) ограниченной видимости. Но методика применения Правил позволяет сделать вывод о ней – менее 100 метров.

Водитель должен помнить, что в условиях ограниченной видимости ему категорически запрещается осуществлять:

  1. Разворот;
  2. Движение задним ходом;
  3. Обгон;
  4. Остановку и стоянку на проезжей части.

Об этом и многом другом (касательно условий ограниченной видимости) мы будем говорить в соответствующих разделах ПДД.

Еще один существенный момент. Согласитесь, очень легко перепутать два близких по звучанию понятия – «недостаточная видимость» и «ограниченная видимость». Особенно часто эта ошибка проявляется при решении задач по ПДД и сдаче итогового квалификационного экзамена.

Вот здесь поможет примененная ранее методика. Недостаточная видимость – это продукт недостатка освещенности (недостаточно свет), а ограниченная видимость – результат какого-либо физического ограничения обзора.

Подведем итоги. Условия видимости играют существенную роль в обеспечении безопасности движения. Чем хуже видимость, тем осторожнее должен быть водитель. Выбор манеры движения (особенно скорости) находится в прямой зависимости от условий видимости.

Если данная информация была для вас полезна, напишите, пожалуйста, об этом в х. Если возникнут вопросы, пишите, обязательно постараемся вам помочь.

Пдд онлайн от команды autoass!

Источник: https://r-min.ru/usloviya-vidimosti-soglasno-pdd-nedostatochnaya-i/

Ссылка на основную публикацию