Порядок возбуждения уголовного дела в 2020: основания

Наличие основания и повода к возбуждению дела об уголовном правонарушении обязывает определенных должностных лиц рассмотреть сообщение о совершенном преступлении и принять решение завести уголовное дело. Законодательством установлено три вида уголовных дел: обвинения публичной направленности, частно-публичного и частного обвинений.

Сущность публичных дел об уголовных правонарушениях

Особенностью уголовных дел публичного обвинения является их повышенная общественная опасность, в связи с которой возбудить дело об уголовном правонарушении можно даже при отсутствии заявления от потерпевшего.

Возбудить дело можно по одному из четырех оснований:

  • заявление о совершенном преступлении;
  • добровольная явка преступника и сообщение о совершенном им деянии;
  • сообщения об уголовных правонарушениях, полученных из других источников (к ним можно отнести сведения, которые были получены при проведении оперативно-розыскных мероприятий);
  • прокурорское постановление о передаче материалов проверки в орган, осуществляющий предварительное расследование, чтобы решить вопрос о целесообразности заведения дела об уголовном правонарушении.

Лица, возбуждающие уголовные дела публичного обвинения

  • Уголовно-процессуальным законодательством определен круг субъектов, которые имеют право заводить дело в отношении подозреваемого.
  • Порядок возбуждения уголовного дела в 2020: основания
  • К ним относятся:
  1. Следователь.
  2. Дознаватель.
  3. Руководитель органа следствия.

Полномочия следователей

Компетенция следователей из российского Следственного комитета по возбуждению уголовных дел публичного обвинения включает полномочия на рассмотрение дел в отношении следующих категорий преступлений:

  • преступления, указанные в статьях Уголовного кодекса: 105-110.2, части четвертой статьи 111 (часть четвертая), 120, 126, 127 (части вторая и третья), 127.1 (части вторая и третья), 127.2 (части вторая и третья), 131-149, 172.1, 128, 151.2, 170.1, 169, 171.2, 194 (части третья и четвертая), 185-185.6, 199.4, 198, 200.4, 200.5, 205, 201.1, 201, 204.1, 204, 205-205.5, 215.1, 215, 208-212.1, 216, 217.2, 235.1, 227, 237, 238.1, 238, 240.1, 239, 242.2, 242.1, 250, 246-249, 251 (части вторая и третья), 252 (части вторая и третья), 254 (части вторая и третья), 255, 258.1 (части вторая и третья), 263.1, 263, 270, 269, 271.1, 271, 282-282.3, 279, 284.1, 292-293, 285-291.1, 294 (части вторая и третья), 296, 295, 298.1-305, 318, 317, 321, 328, 320, 330.1, 327.2, 332-354.1, 330.2, 356-361;
  • преступления, совершенные лицами, в отношении которых ведется особый процесс производства по статье 447 процессуального кодекса, исключая седьмую часть указанной статьи, а также по преступлениям, связанным с профессиональными обязанностями гражданина;
  • преступления, которые были совершены лицами, занимающими должности в Следственном комитете, органам службы федеральной безопасности, внешней разведывательной службы, службы Федеральной охраны, органов по внутренним делам, органов и учреждений системы исполнения наказания, органов таможни, военнослужащих, лиц на военных сборах и т. п.;
  • преступления тяжкой или особо тяжкой степеней, которые были совершены несовершеннолетними или по отношению к несовершеннолетним.

О возбуждении дела следователь обязан уведомить подозреваемого и заявителя.

Полномочия дознавателей

Компетенция дознавателей по осуществлению уголовного преследования по делам публичного обвинения включает в себя расследование следующих категорий дел:

Порядок возбуждения уголовного дела в 2020: основания

  1. Преступления, в отношении которых можно не проводить следствие предварительного характера (включая дела по третьей части статьи 150 и третьей части статьи 151 УПК РФ).
  2. Преступления, по которым производство следствия предварительного характера обязательно, но дознание можно проводить при необходимости проведения следственных неотложных действий перед передачей в отдел следствия.

О возбуждении дела дознаватель обязан уведомить подозреваемого и заявителя.

Полномочия руководителя органа следствия

Компетенция руководителя органа следствия при расследовании уголовных дел публичного обвинения включает следующие категории дел:

  • преступления, при расследовании которых руководитель органа следствия является руководителем группы следствия;
  • преступления, определенные пятой частью статьи 146 и пятой частью статьи 447 УПК;
  • преступления, при расследовании которых руководитель органа следствия является дознавателем.

О возбуждении дела руководитель обязан уведомить подозреваемого и заявителя.

Элементы постановления о возбуждении дела об уголовном правонарушении

  1. Порядок возбуждения уголовных дел публичного обвинения включает вынесение постановления.
  2. Порядок возбуждения уголовного дела в 2020: основания
  3. Его составляющими являются следующие элементы:
  1. Место, время и дата вынесения документа.
  2. Указание на должностное лицо, вынесшее Постановление.
  3. Поводы, а также основания для расследования дела.
  4. Указание статьи с подпунктами УК РФ, на основании которой возбуждалось дело.

Части постановления

  • Особенности возбуждения уголовных дел публичного обвинения определяют, что в постановлении, которое дает право на расследование дел об уголовных правонарушениях, присутствуют три обязательные части: вводная, описательно-мотивировочная, резолютивная.
  • Вводная часть включает место, время и дату вынесения документа; должность, звание, имя, фамилию и отчество должностного лица; данные о принятом сообщении о правонарушении.
  • Описательно-мотивировочная часть содержит поводы, а также основания для возбуждению дела об уголовном правонарушении.

Резолютивная (заключительная) часть включает решение возбудить дело о правонарушении. При известном имени правонарушителя Постановление принимается по отношению к конкретному лицу.

В этом случае данному лицу присваивается статус (процессуальный) подозреваемого по первому пункту первой части статьи 46 процессуального кодекса. В этом случае дознание может проводиться в сокращенном виде.

Если виновное лицо неизвестно, дело возбуждается на основании факта совершения правонарушения уголовной направленности.

Уведомление прокурора о вынесении Постановления

Порядок возбуждения уголовного дела в 2020: основания

Прокурор незамедлительно, при первой возможности, получает уведомление о проводимом расследовании в следующих случаях:

  • если дело об уголовном правонарушении возбуждено капитаном судна (речного или морского) в дальнем плавании;
  • если дело было возбуждено руководителем геологоразведочных зимовок или партий, которые удалены от мест, имеющих органы дознания;
  • если дело об уголовном правонарушении возбуждено главой представительства дипломатического типа или учреждения консульского типа.

Прокурор имеет право на отмену вынесенного постановления в течение суток с момента его получения, если признает его необоснованным или незаконным. В этом случае он должен вынести мотивированное ответное постановление и направить его копию лицу, которое возбудило дело об уголовном правонарушении.

Лица, к которым применим особый порядок возбуждения дела

При совершении преступлений лицами, которые определены статьей 447 Кодекса, уголовные дела публичного обвинения имеют особенный порядок рассмотрения. К ним относятся:

  1. Члены и депутаты Федерального собрания (Федерального Совета и Государственной Думы), депутаты представительного законодательного государственного властного органа в субъекте РФ, члены или депутаты в выборных органах на уровне местного самоуправления, должностные выборные лица в местном органе самоуправления.
  2. Судьи (в Конституционном Суде, федеральных общих судах, федеральных арбитражных судах, мировые судьи, судьи судов субъекта, присяжные или заседатели арбитражного типа в период осуществления правосудия этими лицами).
  3. Председателя в российской Счетной палате, его заместителя или аудиторов в Счетной палате.
  4. Уполномоченного в сфере прав человека.
  5. Президента в отставке или кандидата на эту должность.
  6. Прокурора.
  7. Председателя в Следственном комитете.
  8. Руководителя органа следствия.
  9. Адвоката.
  10. Следователя.
  11. Членов избирательных или референтных комиссий, имеющих право на решающий голос.
  12. Кандидатов в депутаты в Госдуму (зарегистрированных) или кандидатов (зарегистрированных) в орган государственной законодательной власти субъекта.

Порядок возбуждения особых уголовных дел

  1. Уголовные дела публичного обвинения по отношению к особым категориям преступников рассматриваются разными должностными лицами в каждом конкретном случае.
  2. Порядок возбуждения уголовного дела в 2020: основания
  3. Преступления членов и депутатов Федерального собрания (Федерального Совета и Государственной Думы), депутатов представительного законодательного государственного властного органа в субъекте РФ, депутатов либо членов в выборных органах на уровне местного самоуправления, должностных выборных лиц в местном органе самоуправления рассматриваются Председателем в Следственном комитете при наличии согласия членов соответствующего органа по представлению Генерального прокурора.
  4. Преступления, совершенные Генеральным прокурором, рассматриваются Председателем в Следственном комитете, если имеется заключение коллегии трех человек из судей в Верховном Суде, выданное на основании представления Президента о наличии признаков правонарушения в отношении прокурора.

Преступления, совершенные Председателем в Следственном комитете, рассматриваются его исполняющим обязанности по вышеизложенным основаниям. Заявление Президента об обнаружении признаков совершенного соответствующими должностными лицами преступления рассматривается на судебном заседании закрытого типа при участии подозреваемых и их защитников, а также при наличии материалов дела.

Правонарушения судьи в Конституционном Суде расследует Председатель в Следственном комитете при согласии Суда.

Если речь идет о Верховном Суде, субъектом расследования является то же лицо, но необходимо согласие квалификационной Высшей коллегии судей и т.д.

Согласие (или несогласие) Суда должно быть представлено Председателю в Следственном комитете в течение десяти дней с даты получения документа. Кроме того, согласие должно быть аргументировано.

Также Председатель расследует преступления прочих руководящих лиц, за исключением уголовных правонарушений, совершенных должностными лицами органов в субъектах РФ. В этом случае дело расследует руководитель органа следствия от Следственного комитета на уровне субъекта.

Особенности возбуждения уголовных дел частно-публичного обвинения

Главная особенность дел этой категории — повод к возбуждению дела. Для заведения дела необходимо наличие заявления от пострадавшего. Это закреплено в третьей части статьи 20 и в статье 147 Кодекса.

  • Порядок возбуждения уголовного дела в 2020: основания
  • Рассмотрение уголовных дел частно-публичного обвинения полностью зависит от волеизъявления потерпевшей стороны в то время, как в сфере публичных обвинений расследование проводится в обязательном порядке при обнаружении признаков совершенного преступления.
  • В том случае, если имеются все признаки уголовного правонарушения, но пострадавший не заявляет об этом, в возбуждении дела отказывают на основании пятого пункта первой части статьи 24 УПК.
  • Руководитель органа следствия, следователь или дознаватель (с санкции прокурора) вправе рассматривать уголовные дела частно-публичного обвинения (и частного), если пострадавшим является лицо, которое не в состоянии защитить собственные права и интересы из-за беспомощного или зависимого состояния.

Особенности расследования дел частного обвинения

В отличие от уголовных дел частно-публичного обвинения, возбуждение дел в частном порядке происходит по заявлению не только пострадавшего, но и его представителя на законных основаниях. Также завести можно посредством подачи заявления от пострадавшего или представителя судье мирового участка (согласно второй части статьи 20 и четвертому пункту пятой части статьи 318 Кодекса).

  1. Следующая особенность рассмотрения таких дел – необходимость наличия конкретного подозреваемого (по первой части и четвертому пункту пятой части статьи 318 Кодекса).
  2. Порядок возбуждения уголовного дела в 2020: основания
  3. Если уголовное правонарушение совершено по отношению к лицу, которое не в состоянии защитить свои интересы из-за отсутствия сведений о преступнике, дело может возбудить руководитель органа следствия, следователь или дознаватель (с санкции прокурора).
  4. Уголовные дела при обвинении в публичном порядке имеют особый порядок рассмотрения, несколько отличающийся от рассмотрения иных категорий дел.
  5. Источник

Дмитрий созерцатель Дмитрий созерцатель

Источник: https://zakon.temaretik.com/1439293833216527354/ugolovnoe-delo-publichnogo-obvineniya-protsesualnyj-poryadok-vozbuzhdeniya-i-forma/

Основания и порядок возбуждения уголовного дела

Время чтения 8 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Возбуждение уголовного дела – одно из возможных решений по результатам проверки сообщения о преступлении. Для этого необходимо наличие поводов и оснований, предусмотренных ст. 140 УПК РФ. Порядок возбуждения уголовного дела зависит от квалификации преступления и, соответственно, подведомственности (подследственности) его расследования.

Поводы и основания

Порядок возбуждения уголовного дела в 2020: основания

Все возможные поводы для возбуждения уголовного дела перечислены в ч. 1 ст. 140 УПК РФ:

  1. Заявление о преступлении. Как правило, заявление делает непосредственно потерпевшая сторона. Оно может иметь как письменную (документ), так и устную (заносится в протокол) форму. Заявление регистрируется по месту обращения (в частности, в дежурной части отдела полиции), и далее отписывается конкретному должностному лицу, которое будет проводить доследственную проверку и принимать дальнейшее решение о движении материала. При подаче заявления обратившееся лицо обязательно предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ – стандартная процедура. Анонимные заявления принятию и рассмотрению не подлежат.
  2. Явка с повинной. Так же, как и заявление о преступлении, может иметь письменную или устную форму. Классическая явка с повинной подразумевает личное и добровольное сообщение виновным лицом о совершенном им преступлении до того, как об этом стало известно правоохранительным органам. Аналогичным образом расценивается явка с повинной об известном, но не раскрытом преступлении. Часто в качестве явки с повинной оформляется чистосердечное признание о преступлении, которое уже известно правоохранительным органам и, более того, фактически раскрыто. Такое признание не может рассматриваться как повод для возбуждения дела. В части оформления явки с повинной к ней предъявляются такие же требования, как и в отношении заявления о преступлении.
  3. Сообщение о преступлении, поступившее не от потерпевшей или виновной стороны. Лицо, принявшее такое сообщение, должно оформить рапорт об обнаружении признаков преступления, который в дальнейшем регистрируется точно так же, как заявление или явка с повинной. Зачастую таким образом оформляются материалы оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых выявлено и зафиксировано преступление. Как сообщение о преступлении могут расцениваться сведения из публикаций в СМИ или соцсетях. Порой рапорт составляется лицом, ведущим расследование, если в его ходе выявляется новое преступление. Возможны и иные варианты поступления, принятия и оформления сообщений.
  4. Постановление прокурора о направлении материалов в следственные органы или органы дознания для принятия решения о возбуждении уголовного дела и (или) уголовного преследования. Как правило, такое бывает по результатам проверки поступившего в прокуратуру заявления (явки с повинной) или прокурорской проверки организаций и предпринимателей. Состав преступления может быть выявлен прокуратурой и в других случаях – в рамках осуществления функций прокурорского надзора за соблюдением законов.
Читайте также:  Как купить квартиру без риэлтора в 2020: пошаговая инструкция

Согласно статистике, основными поводами для возбуждения уголовных дел становятся заявления потерпевших и материалы, оформленные рапортом об обнаружении признаков преступления.

Существует только одно основание для возбуждения дела – достаточные сведения, указывающие на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). В данном случае необязательно, чтобы состав преступления был налицо.

Например, по нераскрытым преступлениям дело все равно возбуждается, хотя субъект не установлен и им может оказаться лицо, которое в силу возраста не подлежит ответственности. Не требуется и точная квалификация преступления.

Но важно, чтобы была информация о неком преступном факте, даже если не установлены все обстоятельства преступления и (или) лицо, его совершившее, и даже если есть масса версий произошедшего. Все это будет выясняться, отрабатываться и проверяться уже в ходе расследования (следствия или дознания).

Если есть поводы, но нет основания для возбуждения дела – оно не может быть возбуждено. Есть основание, но нет поводов – аналогично.

Могут ли из гражданского дела возбудить уголовное дело? В целом препятствий для этого нет. Если суд выявит признаки преступления, он направит материалы для организации проверки в прокуратуру, ФСБ или МВД.

Порядок возбуждения уголовного дела

На порядок возбуждения уголовного дела влияют:

  • Категория дела согласно квалификации преступления – публичное обвинение, частное и частно-публичное.
  • Подведомственность (органы следствия/дознания или суд) и подследственность (СК, МВД, ФСБ и др.) уголовного дела.

Порядок возбуждения уголовного дела в 2020: основания

Дела частного обвинения возбуждаются исключительно по заявлению потерпевшего. К ним относятся ч. 1 ст. 115 (легкий вред здоровью), ст. 116.1 (побои) и ч. 1 ст. 128.1 (клевета) УК РФ.

Дела частно-публичного обвинения также возбуждаются только при наличии заявления потерпевшего. Но, в отличие от дел частного обвинения, их нельзя прекратить в связи с примирением сторон. То есть, как говорится, передумать и забрать заявление не получится.

Преступлений, относящихся к категории дел частно-публичного обвинения, достаточно много. Все они перечислены в ч. 3 ст. 20 УК РФ. Одно из самых, пожалуй, известных – изнасилование без отягчающих признаков (ч. 1 ст. 131 УК РФ).

Относятся к этой категории и некоторые преступления против собственности и в сфере коммерческой деятельности.

Несмотря на необходимость наличия заявления, дела частного и частно-публичного обвинения могут быть возбуждены и при отсутствии такового. Для этого достаточно установить, что потерпевший зависим от виновного лица или находится в беспомощном состоянии и поэтому не может сам защитить свои права.

Есть и альтернативный вариант – заявление может сделать законный представитель потерпевшего. Обычно в этом случае речь идет о родителях (опекунах, попечителях) несовершеннолетнего или недееспособного гражданина.

При этом согласие или несогласие последних не влияет на возможность их законных представителей обратиться с заявлением.

Подведомственность и подследственность влияют на порядок возбуждения уголовных дел в меньшей степени. Здесь важно только учесть, что дела частного обвинения может возбудить только суд (мировой судья).

Но при этом, предварительную проверку, как правило, все равно проводят на уровне полиции, следствия или дознания, и уже потом отправляют материалы в суд или уведомляют потерпевшего о необходимости обращения в суд. Нарушение правил подследственности не влияет на возможность возбуждения уголовного дела.

Просто в этом случае орган, возбудивший уголовное дело, обязан как можно быстрее передать материалы по подследственности. Как правило, этот вопрос решается на уровне межведомственного взаимодействия еще на стадии проведения доследственной проверки или сразу же на момент возбуждения дела.

Стандартная практика – на место происшествия выезжает или работает по заявлению (сообщению) тот орган, к подследственности которого относится преступление. В крупных населенных пунктах работает дежурная следственно-оперативная группа, которая затем передает материалы по подследственности. По мелким преступлениям зачастую первичная работа возлагается на участковых.

Уголовное дело вправе возбудить:

  1. Начальник следственного органа.
  2. Следователь.
  3. Дознаватель с согласия прокурора.

Решение оформляется постановлением. Дознаватель должен завизировать его (получить отметку «согласен») у надзирающего прокурора.

Как правило, для подготовки постановления используется стандартный образец (процессуальная форма документа).

Если дело не подследственно следователю (дознавателю) определенного органа, он обязан передать дело прокурору для передачи по подследственности, о чем делается указание в постановлении. 

На принятие решения о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела отводится трое суток. Срок может быть продлен до 10 суток. Решение об этом принимает начальник соответствующего следственного органа (для следователей) или органа дознания (для дознавателей).

Формально дополнительный срок требуется для более тщательной проверки, но нередко причина продления – волокита. В исключительных случаях (экспертиза, ревизия, ОРМ и т.п.) срок проверки может быть продлен до 30 суток.

Решение принимает начальник следственного органа (для следователей) или прокурор (для дознания).

О принятом решении о возбуждении уголовного дела уведомляются лицо, в отношении которого возбуждено уголовное преследование (если оно есть), и потерпевшая сторона. Копия постановления направляется прокурору.

Если говорить о практической стороне вопроса, то обычно дела возбуждают следующим образом:

  • Регистрируется заявление (явка с повинной, рапорт). В случае регистрации рапорта по итогам ОРМ к нему стандартно прикладываются материалы оперативно-розыскных мероприятий. Имеющиеся материалы также могут быть приложены и к заявлению потерпевшего.
  • Обращение рассматривается, с потерпевшего и свидетелей (если они есть) берутся письменные объяснения.
  • При необходимости делаются запросы сведений, проводятся исследования (экспертизы), ревизии, ОРМ и другие проверочные действия.
  • По завершении проверки принимается решение – возбуждать уголовное дело или отказать в возбуждении.

Когда преступление очевидно (например, убийство), уголовное дело возбуждается незамедлительно, что крайне важно для возможности производства оперативных следственных действий. Дело может быть возбуждено сразу же на месте происшествия, куда следственно-оперативная группа выехала по устному, в том числе телефонному, или письменному обращению.

Источник: https://law03.ru/crime/article/vozbuzhdenie-ugolovnogo-dela

Возбуждение уголовного дела и процессуальные моменты

Уголовное преследование негативно влияет на судьбу гражданина. А Конституцией РФ каждому человеку гарантированы определенные равные права. Поэтому возбуждение уголовного дела производится в точном соответствии с нормами законодательства. Построен таковой механизм с двумя целями. Они таковы:

  • недопущение произвола со стороны процессуальных лиц, принимающих постановления о начале уголовного производства;
  • защита конституционных прав людей.

Разберем, как происходит процесс начала уголовного преследования, каковы его этапы и какие нормы закона защищают человека от неправомерных постановлений следователя.

Возбуждение уголовного дела проводится на основании норм и правил, описанных в статье 144 УПК. В тексте указываются сроки проведения соответствующих мероприятий, а также методика работы. В таковой принимают участие следующие процессуальные лица:

  • дознаватели и следователи;
  • их руководители;
  • прокурор;
  • гражданин или другой процессуальный объект, обладающий правом информировать о правонарушении.

Порядок возбуждения уголовного дела схематически выглядит таким образом:

  1. Регистрация сведений о случившемся нарушении закона. Таковую, как правило, предоставляют потерпевшие или другие люди (свидетели, представители) в форме письменного заявления.
  2. Изучение информации дознавателем. На это отводится три дня. При необходимости продлевается на 10 суток. А если требуется проведение дополнительных мероприятий – на 30.
  3. Издание постановления о начале уголовного производства.

Описанная выше процедура изобилует множеством формальностей и тонкостей. Таковые возникают на каждом этапе проведения и регулируются отдельными нормами законов (не только УПК). Разберем каждый по порядку.

Важно: инициировать процесс возбуждения уголовного преследования может только лицо, которому закон предоставил таковое право. В перечень под первым номером включены граждане РФ без учета возраста.

О заявлении

Стадии возбуждения уголовного дела законодатель полностью раскрыл в разделе VII УПК. Тонкостям процедуры посвящено две главы закона девятнадцатая и двадцатая. Старт процессуальным действиям дает информация о проступке подозреваемого или факте нарушения законодательства. Источники таковой исчерпывающе названы в 140 статье УПК и раскрыты в 19-й главе.

В кодексе причины начала процедуры перечислены в статье 140. Они таковы:

  • заявление, предоставленное в правоохранительную систему;
  • признание преступника (повинная);
  • сообщение о подготовке или совершении нарушения закона, переданное теми лицами, в обязанности которых входит такая работа;
  • прокурорское постановление.

Описывая процессуальный порядок возбуждения отдельного уголовного дела, по факту фальсификации регистрационных документов финансового учреждения, законодатель указал конкретные источники информирования, отличающиеся от основных. Так, стартом для возбуждения производства по статье 172.1 УК РФ может стать документ:

  • Центробанка РФ;
  • юрлица, осуществляющего ликвидацию соответствующего субъекта экономических отношений.

Чаще всего поводом к уголовному производству является заявление о нарушении соответствующего раздела законодательства. Подается таковое в нескольких формах:

  1. Письменно (приоритетно). Заявитель обязан иметь при себе документ, подтверждающий личность. В тексте заявления приводятся полные персональные данные. Бумага подписывается гражданином.
  2. Устно. УПК допускает подачу устного заявления о происшествии, имеющем признаки преступного деяния. Данные вносятся в протокол. Отвечает за такую работу сотрудник дежурной части. При этом заявитель также должен представиться и показать документ.
  3. Во время судебного разбирательства. Сообщение также вносится в соответствующий протокол. При этом дополнительной авторизации заявителя не требуется, так как все участники судебного заседания предоставляют документы.
Читайте также:  Условный срок - это судимость или нет, что это

В любой ситуации заявителя предупреждают под подпись об ответственности за предоставление ложных данных, порочащих иного человека.

Анонимные письма, описывающие проступки иных людей, запрещено использовать как основания для начала процедуры уголовного производства, однако таковые регистрируются. Их передают в отдел розыска для учета в работе.

Явка с признанием – это также первая стадия возбуждения уголовного дела. По правовой силе она равна сообщению. На уровне законодательства в РФ запрещено обвинять человека только на основании его собственных показаний. То есть признание не гарантирует уголовного преследования. Сделать таковое разрешено в письменной и устной форме. Алгоритм такой же, как при подаче заявления.

Отличие состоит в том, что признание должно обладать двумя обязательными признаками. Они таковы:

  1. Добровольность. Запрещено вынуждать человека признаваться в содеянном.
  2. Описание преступной деятельности.

Под сообщениями о нарушении норм уголовного законодательства из других источников подразумевают широкий круг последних. Так, проинформировать о преступлении компетентные органы обязаны государственные служащие, получившие соответствующие сведения в ходе исполнения должностных полномочий. Такие же обязанности вменены сотрудникам контролирующих организаций регионального уровня.

Получить информацию о нарушении законодательства дознаватели, прокуроры и следователи могут из СМИ или сети Интернет. Таковая проходит процедуру проверки на достоверность. В частности, сотрудник обязан написать рапорт и получить распоряжение руководителя.

Последний повод для начала первой стадии возбуждения уголовного дела – постановление прокурора. Таковое издается на основании материалов проверок, осуществляемых этим правоохранительным органом.

Следует различать заявление гражданина, поданное в прокуратуру, и самостоятельное выявление случаев нарушения закона сотрудниками госструктуры.

Первое передается в дознание, по поводу второго издается постановление.

Основания для начала производства

Раскрывая понятие и значение первой стадии возбуждения уголовного дела, законодатель уделил минимум внимания основаниям. О таковых сказано во втором пункте 144-й статьи УПК. А именно, для старта процесса необходимо достаточно сведений, указывающих на совершение преступления.

Расшифровывается данный пункт на уровне криминалистики так:

  • сообщение должно отражать суть совершенного правонарушения;
  • в нем необходимо выделить объект и субъект (при возможности);
  • описать объективные характеристики проступка.

В статьях УПК описаны особенности возбуждения уголовного дела по разного рода данным. Они состоят в следующем:

  • если субъекты отношений неизвестны, то производство открывается по факту;
  • если в информации указано конкретное лицо, то дело открывается после проверки в его отношении.

Важно: для начала уголовного производства не обязательно знать преступника.

Если событие содержит все признаки преступной деятельности, то виновного устанавливают в процессе расследования. В такой ситуации дело возбуждается по факту.

Как проходит рассмотрение сообщений об уголовных правонарушениях

Возбуждение уголовного дела как процедура начинается с получения информации. Это такая же стадия уголовного процесса, подчиняющаяся процессуальным нормам. Занимается данной работой, как правило, дежурный районного отделения. В его обязанности входит:

  • прием информации тем способом, который удобен заявителю;
  • регистрация заявления;
  • первичная проверка и принятие соответствующего решения.

Принять и зарегистрировать дежурный должен любые сведения. Недопустим отказ, основанный на несоответствии вида деяния, места совершения или полноты предоставленных сведений. Заявление проходит процедуру регистрации, а гражданину выдается талон, содержащий номер, дату и время приема.

Заявление передается в орган дознания. На таковой возложена обязанность по проведению проверочных мероприятий. То есть задачи дознания, в разрезе второй стадии возбуждения уголовного дела, сводятся к сбору подтверждающих или опровергающих суть заявления сведений. Методы и содержание работы зависят от полноты первоначальной информации.

Орган дознания при первичной проверке применяет непринудительные способы сбора сведений. К ним относятся:

  • получение разъяснений у заявителя и свидетелей;
  • заказ справок или образцов (по ситуации);
  • направление требования об организации ревизии (при необходимости);
  • работа с документами;
  • иные мероприятия, не связанные с принуждением.

Проблемы возбуждения уголовного дела по информации, распространенной через СМИ, разбираются в статье 21 УПК. Так, дознаватель обязан связаться с редакцией соответствующего СМИ и запросить сведения о личности информатора. Однако руководителю издания дано право отказаться раскрывать персональную информацию, если таковое требование было условием сделки.

При первоначальной проверке составляется общая характеристика правонарушения. На данной стадии возбуждения уголовного дела необходимо решить вопрос о наличии признаков преступления в событии, указанном в заявлении. Точная квалификация проступка не требуется. Конкретную статью по ходу расследования могут поменять (переквалифицировать).

После окончания проверочных мероприятий выносится постановление:

  • о возбуждении дела в отношении лица или по факту;
  • о мотивированном отказе;
  • о передаче материалов по подследственности или подсудности.

Подсказка: заявитель информируется о принятом решении в письменной форме.

Процессуальные моменты

Возбуждение уголовного дела в обязательном порядке проходит третий этап, понятие и значение связано с необходимостью отслеживания законности деятельности правоохранительной системы. Такую работу выполняет прокуратура, в рамках реализации надзорной функции. Методика взаимоотношений такова:

  1. Соответствующее постановление передается в адрес трех процессуальных лиц: прокурора, автора заявления и подозреваемого незамедлительно.
  2. Прокуратура проводит проверку данных, содержащихся в документе на предмет выявления процессуальных и законодательных нарушений. В частности, проверяется наличие таких данных: даты, времени и места вынесения, повода и основания, правовой квалификации.

На изучение текста и мотивирующей части отказа в начале уголовного производства работникам прокуратуры отводится 24 часа.

При выявлении нарушений данный орган защиты правопорядка имеет право отменить постановление о начале уголовного преследования (статья 37 УПК).

Кроме того, прокурор может затребовать материалы первичной проверки, если таковое требуется для принятия соответствующего решения.

Некоторые уголовные дела разбираются в частном порядке. Таковой предусматривает прямое обращение к мировому судье. Частное обвинение предъявляется по проступкам, не имеющим квалифицирующих признаков.

Пример таковых – это легкие побои, оскорбления и прочее (статья 20 УПК). Причем уголовное преследование, основанием для которого стало частное обвинение, подлежит прекращению в случае примирения сторон.

Проверка обстоятельств, описанных в заявлении, может привести к отказу от уголовной процедуры. Таковое решение принимается по следующим основаниям (статья 24 УПК):

  • данные, указанные в заявлении, не имели места в действительности;
  • деяние не подпадает под описание преступления;
  • истек срок давности по указанному виду нарушения законодательства;
  • подозреваемый умер (есть исключения);
  • пострадавший отказался подать заявление (если таковое требуется законом);
  • компетентный орган отказал в даче согласия на преследование лица, обладающего служебным иммунитетом.

Процессуально отказ в возбуждении уголовного преследования имеет следующие последствия:

  • констатируется постановлением, содержащим мотивирующую часть (объяснение);
  • приводит к рассмотрению вопроса о возбуждении преследования по факту ложного доноса;
  • требует опубликования информации в том СМИ, в отношении которого подавалось заявление;
  • направление копии документа в прокуратуру в течение 24 часов.

Законодательство требует от работников дознания и следствия проводить с подозреваемыми и иными участниками процесса разъяснительную работу. Им сообщается о законных правах и обязанностях под подпись.

 Паняева Надежда

Источник: https://ugolovnoe-pravo.com/ugolovnyj-process/protsess-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela

Об обязательности стадии возбуждения дела

Судьей Солнцевского районного суда г. Москвы Анастасией Хохловой 7 декабря 2017 г. вынесено прецедентное постановление о выделении уголовного дела в отношении Г.

и возвращении этого дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом. Сделано это было в связи с тем, что в отношении Г. не было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела. 17 января 2018 г.

решение суда первой инстанции было признано законным Московским городским судом.

По данному уголовному делу поначалу привлекались двое лиц – К. и Б., в отношении которых были возбуждены уголовные дела соответственно по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере) и п. «б» ч. 3 ст. 291.

1 УК РФ (посредничество во взяточничестве в крупном размере). Однако в ходе расследования уголовного дела была установлена причастность к совершенным преступлениям и Г., который был задержан и которому также предъявили обвинение по п. «б» ч.

3 ст. 291.1 УК РФ.

Однако возбудить уголовное дело в отношении Г. по указанной статье почему-то забыли.

Представители стороны защиты, еще до завершения предварительного следствия, в ходатайстве о прекращении уголовного преследования обращали внимание следователя на допущенное нарушение, но следователь уголовное дело возбуждать не стал.

Показательно, что судья по своей инициативе поставила на обсуждение сторонами вопрос о выделении уголовного дела в отношении Г. и возвращении его прокурору, а позже приняла такое решение, посчитав, что невозбуждение уголовного дела в отношении Г. является существенным нарушением его права на защиту.

Позже Московский городской суд признал законным вынесенное постановление суда первой инстанции.

Конституционный Суд об обязательности стадии возбуждения уголовного дела

Следует отметить, что такая позиция имеет прочный правовой фундамент.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 21 октября 2008 г.

№ 600-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пивоварова Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 175 УПК РФ» указал: «Конституционным Судом Российской Федерации в ряде своих постановлений (от 14 января 2000 г. № 1-П, от 23 марта 1999 г.

№ 5-П и от 27 июня 2000 г.

№ 11-П) сформулированы правовые позиции, согласно которым стадия возбуждения уголовного дела является обязательной; актом возбуждения уголовного дела начинается публичное уголовное преследование от имени государства в связи с совершенным преступным деянием, которое обеспечивает последующие процессуальные действия органов дознания, предварительного следствия и суда и одновременно влечет необходимость обеспечения права на защиту лица, в отношении которого осуществляется обвинительная деятельность.

Данные правовые позиции были конкретизированы в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 343-О и от 21 декабря 2006 г. № 533-О применительно к содержанию статей 171 и 175 УПК Российской Федерации, регламентирующих привлечение лица в качестве обвиняемого и изменение и дополнение ранее предъявленного обвинения.

Так, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что уголовно-процессуальный закон не содержит норм, позволяющих привлекать лицо в качестве подозреваемого или обвиняемого, а также изменять и дополнять ранее предъявленное обвинение в связи с совершением лицом преступления, по признакам которого уголовное дело не возбуждалось.

Напротив, УПК Российской Федерации предполагает необходимость соблюдения общих положений его статей 140, 146 и 153, в силу которых при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, должно быть вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, которое при наличии других уголовных дел о совершенных тем же лицом преступлениях может быть соединено с ними в одном производстве.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что определение того, является ли вновь обнаруженное преступное деяние составной частью события преступления, по которому ранее уже было уголовное дело возбуждено, или оно образует самостоятельное событие преступления, по признакам которого должно быть возбуждено новое уголовное дело, относится к компетенции правоприменительных органов».

Читайте также:  Порядок расторжения договора в соответствии с трудовым законодательством в 2020 году: по инициативе работника, работодателя

5 доводов об обязательности стадии возбуждения уголовного дела

Необходимость обязательного вынесения постановления о возбуждении уголовного дела вызывается следующими процессуальными соображениями.

Первое. Постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное в отношении конкретного лица, позволяет ему своевременно реализовать свои права, предусмотренные ч. 4 ст. 46 УПК РФ.

Подозреваемый в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ приобретает право получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела. С этого момента он вправе обжаловать вынесенное постановление в суд в порядке ст. 125 УПК РФ, прокурору либо руководителю следственного органа в порядке ст. 124 УПК РФ.

Кроме этого, в силу требований п. «с» ч. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, возникает право защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда этого требуют интересы правосудия.

Когда не выносится постановление о возбуждении уголовного дела, лицо лишается целого ряда предусмотренных процессуальных прав, и, как результат, существенным образом страдает его право на судебную защиту.

Второе. Возбуждению уголовного дела предшествует порядок, предусмотренный ст. 144 УПК РФ, включающий в себя необходимость проведения проверочных действий в установленные сроки.

При проверке сообщения о преступлении следователь вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Процедура возбуждения уголовного дела призвана обеспечить принятие законного решения по результатам проведенной проверки.

Предъявление обвинения лицу без возбуждения уголовного дела и без проведения проверки в порядке ст. 144 УПК РФ неизбежно связано с незаконным получением обвинительных доказательств в отношении данного лица в рамках другого уголовного дела.

Третье. Часть 6 ст.

148 УПК РФ гласит: «Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа».

При невозбуждении уголовного дела лицо лишается возможности эффективного прокурорского надзора.

Четвертое. Возбуждение уголовных дел в отношении так называемых специальных субъектов, в том числе и адвокатов, предполагает в соответствии со ст. 448 УПК РФ соблюдение особого порядка.

Например, возбуждение уголовного дела осуществляется в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов – председателем Следственного комитета РФ или его заместителем.

Невынесение постановления о возбуждении уголовного дела в таких ситуациях будет означать игнорирование важных процессуальных гарантий.

Пятое. Постановление о возбуждении уголовного дела позволяет определить его подследственность.

Когда не выносится данное постановление, то возможны нарушения правил подследственности, предусмотренных ст. 151, 152 УПК РФ.

  • Этим не только допускаются нарушения конституционных прав граждан, но и получаемые с нарушением правил подследственности доказательства могут быть признаны не имеющими юридической силы.
  • ***
  • Таким образом, используя вышеперечисленные аргументы и позиции Конституционного Суда РФ, представители стороны защиты имеют возможность отстаивать важную процессуальную позицию, заключающуюся в том, что проведение предварительного расследования без возбуждения дела считается существенным нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим отмену приговора суда.

Постановление судьи Солнцевского районного суда г. Москвы, оставленное в силе апелляционным постановлением Московского городского суда, является для этого хорошим ориентиром. Признание судом допущенного нарушения открывает новые процессуальные возможности для наших коллег по заявлению о недопустимости доказательств, полученных без возбуждения уголовного дела.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/ob-obyazatelnosti-stadii-vozbuzhdeniya-dela/

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения

Под уголовным делом понимается процесс уголовного судо­производства (производство процессуальных действий и приня­тие процессуальных решений), который документируется. Со­вокупность таких документов именуется материалами уголов­ного дела.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения:

    1. уполномоченное лицо (орган) возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление;
    2. копия постановления незамедлительно направляется прокурору;
    3. если прокурор признает постановление незаконным или необоснованным, он вправе отменить его, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело;
    4. о принятом решении незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела публичного обвинения указан в ст. 146 УПК РФ:

    1. орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление;
    2. копия постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору (при возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, начальниками российских антарктических станций или сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании);
    3. в случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело;
    4. о принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Уголовные дела в отношении лиц, указанных в ст. 447 УПК, возбуждаются в порядке, установленном ст. 448 Кодекса.

Возбуждение уголовного дела в силу публично-правовой природы уголовного процесса не зави­сит от волеизъявления частных лиц, в том числе и потерпевших от преступления. Данные лица могут выступить лишь инициато­ром сообщения о преступлении, подав заявление.

Решение о воз­буждении уголовного дела будет обусловлено не волеизъявлени­ем данных лиц, а наличием повода и основания к возбуждению уголовного дела, которые обязывают представителей государст­венной власти (орган дознания, дознавателя, следователя) возбу­дить уголовное дело.

Орган дознания, дознаватель, следователь обязаны прини­мать любое сообщение о преступлении, однако возбуждать уго­ловные дела они могут только в пределах своей компетенции, которая ограничивается:

    • полномочием должностного лица,
    • ха­рактером преступления и
    • пределами территориальной подслед­ственности.

В пределах предоставленной компетенции решение о возбуждении уголовного дела орган дознания, дознаватель, следователь принимают самостоятельно.

Под вынесением постановления о возбуждении уголовного дела понимается его составление и подписание дознавателем, следователем. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

    1. дата, время и место его вынесения;
    2. кем оно вынесено;
    3. повод и основание для возбуждения уголовного дела;
    4. пункт, часть, статья УК РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Под местом вынесения постановления следует понимать на­селенный пункт, где составлено постановление. При отсутст­вии населенного пункта указывается территориальная дислока­ция, географическая точка и т. п., где вынесено постановление.

Указывая, кем вынесено постановление, следует указать фами­лию, инициалы, должность и наименование соответствующего органа, специальное звание или классный чин.

В постановлении о возбуждении уголовного дела должны быть указаны все пункты, части, статьи УК, признаки которых усматриваются в сообщении о преступлении и материалах про­верки, поскольку на основании этого принимается решение о подследственности дела, форме предварительного расследова­ния и т. д.

Копия постановления о возбуждении уголовного де­ла направляется прокурору незамедлительно.

Если уголовное дело направляется прокурору для определе­ния подследственности, то об этом в постановлении о возбуж­дении уголовного дела делается соответствующая отметка. Про­курор определяет подследственность уголовного дела с учетом положений ст. 151 УПК.

УПК устанавливает порядок, обеспечивающий безотлага­тельную проверку прокурором законности и обоснованности принятия органом дознания, дознавателем, следователем тако­го важного процессуального решения, как возбуждение уголов­ного дела. В соответствии с данным порядком копия постанов­ления дознавателя, органа дознания, следователя о возбужде­нии уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

Термин «незамедлительно» является оценочным и его содержа­ние в законе не раскрывается. Незамедлительно означает немедленно или не медля, т. е. без каких либо задержек.

Проверка прокурором законности и обоснованности реше­ния о возбуждении уголовного дела носит не предупредитель­ный (разрешительный) характер, поскольку не направлена на предупреждение нарушений при принятии решения о возбуж­дении уголовного дела (не требует согласия прокурора на реше­ние о возбуждении уголовного дела), а восстано­вительный характер (при выявлении нарушений принятия ре­шения о возбуждении уголовного дела должны последовать меры прокурорского реагирования, предусмотренные УПК).  

В случае если прокурор признает постановление о возбужде­нии уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения мате­риалов отменить постановление о возбуждении уголовного де­ла, о чем выносит мотивированное постановление (ч. 4 ст. 146 УПК).

Прокурор не обладает полномочиями принятия решения по сообщению о преступлении. Решение следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела, выраженное в форме постанов­ления, не требует согласования с прокурором.

Прокурор не мо­жет лично рассмотреть сообщение о преступлении и принять по нему решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, но он может отменить решение органа дознания, дознавателя, следователя о возбуждении уго­ловного дела (ч. 4 ст. 146 УПК).

О принятом решении следователь и дознаватель незамедли­тельно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении кото­рого возбуждено уголовное дело.

Постановление прокурора об отмене постановления о возбу­ждении уголовного дела может быть обжаловано вышестояще­му прокурору (ст. 124 УПК) или в суд (ст. 125 УПК).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/protsessualniy-poryadok-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela-publichnogo-obvineniya

Ссылка на основную публикацию