Помеха справа: правила по пдд, что это такое

Пример неоднозначной ситуации: приоритет вроде бы имеет Nexia, потому что у Volkswagen — помеха справа. На самом деле Nexia едет по стихийно накатанной дороге, и её тут вообще быть не должно. Для России такие головоломки очень характерны

Артем Краснов

Некоторые правила выветриваются сразу после автошколы, поэтому в проекте «ПДД для бывалых» мы вспоминаем пункты, которые водители обычно зубрят уже после аварии. Для знатоков предлагаем небольшой тест в конце статьи. 

Правило правой руки — так на жаргоне называется требование уступить помехе справа. Пикантная подробность в том, что правило это растащено сразу по трём пунктам ПДД. Суть заключается в следующем.

Пункт 13.11 (выдержку из ПДД см. в конце статьи) действует на перекрёстках равнозначных дорог, в том числе когда главная дорога поворачивает. Исключение сделано для перекрёстков с круговым движением: даже в отсутствие знаков приоритета едет первым тот, кто уже на кольце. Знак 4.3 «Круговое движение» при этом обязателен.

Пункт 8.4 обязывает уступать помехе справа при одновременном перестроении — это правило часто работает на многополосных магистралях.

И, наконец, во всех неясных ситуациях, когда траектории пересеклись, действует пункт 8.9. Например, он востребован при разъездах на парковках или при одновременном развороте по траекториям разной крутизны.

Требование уступить помехе справа кажется простым, и тем не менее нарушают его частенько и не всегда со злым умыслом. 

В этом видео приятно удивляют корректная речь и аргументированная позиция владельца регистратора Region 52/Youtube

Типичный пример: вы едете вдоль жилого массива, приближаетесь к пересечению проезжих частей, справа появляется автомобиль.

Нужно ли уступать ему? Если территория справа является жилой зоной или любой другой прилегающей территорией (парковкой например), правило правой руки для вас не действует — уступает тот, кто выезжает.

Но если он находится на равноценной дороге, которая во всех градостроительных документах считается улицей, в отсутствие знаков приоритета уступать должны вы.

Пример ситуации, когда определить, кто же должен был уступать, крайне сложно: примыкающая справа проезжая часть может быть как полноценной дорогой, так и выездом с рынка, на чём настаивает владелец регистратора

На иллюстрациях к билетам автошколы жилые зоны и прилегающие территории обозначены явно. В реальности предугадать, является ли дорога дворовым проездом или полноценной улицей, не всегда просто. Тем более зимой, когда проезжую часть могут накатать по снегу прямо через газон.

На парковках супермаркетов водители нередко считают себя на главной дороге, двигаясь по прямому проезду: дескать, уступать должны те, кто выезжает из боковых «проулков». Но чаще всего территория парковки является «равнозначной», поэтому при пересечении траекторий действует пункт 8.9.

Из-за особенностей разметки два автомобиля из соседних полос после примыкания дороги оказались вдруг в одной сужающейся полосе. Формально при пересечении их траекторий и отсутствии других особенностей уступить должен владелец автомобиля KIA

Артем Краснов

Пересечения траекторий возникают и в местах сужения проезжей части. Проблем нет, если они обозначены знаками и разметкой, например мы чётко видим конец разгонной полосы и уступаем тем, кто движется по основной проезжей части.

А если нет? Тогда возникает двусмысленность, потому что при «равноценном» сужении дороги уступать должны те, кто движется в левых рядах.

Это не интуитивно и для многих водителей оскорбительно, поэтому они стремятся втереть «правого» в обочину, хотя он прав не только физически, но и по существу.

В сухом остатке получаем следующее: в идеальном мире, где знаками отмечены выезды из жилых зон и с прилегающих территорий и где разметка всегда видима, проблем с применением правила правой руки нет.

В реальном же мире часто возникает неясность, тем более у водителей не так много времени на принятие решения.

Плюс многое решают привычки: например интуитивно кажется, что на Т-образных перекрёстках приоритет у тех, кто едет прямо, хотя это не всегда так.

Запомним следующее: приближаясь к пересечению, на котором нет знаков, разметки или явных признаков выезда с прилегающей территории, готовимся уступить помехе справа. Верно и обратное: если у вас помеха слева и вы уверены в своём преимуществе, имейте в виду, что оппонент может видеть ситуацию по-другому.

Попадать в аварии, где задействован один из трёх указанных пунктов, чревато: при их разборе ситуация нередко переворачивается с ног на голову. Были прецеденты, когда решение менялось через три года: изначально одному из водителей вменяли нарушение пункта 8.9 ПДД, но в судебных разбирательствах со страховой выяснялось, что пересечение всё же было неравноценным.

А теперь — небольшой тест. 

Имеет ли вы приоритет по правилу правой руки при въезде на перекрёсток, обозначенный этим знаком?

Помеха справа: правила по ПДД, что это такоеПомеха справа: правила по ПДД, что это такое

Должен ли водитель «Нивы» уступить белому Volkswagen, если знаков перед пересечением нет?

Помеха справа: правила по ПДД, что это такоеПомеха справа: правила по ПДД, что это такое

Какие правила разъезда действуют внутри парковок в отсутствие знаков приоритета?

Помеха справа: правила по ПДД, что это такоеПомеха справа: правила по ПДД, что это такое

Должны ли водители уступать дорогу пешеходам, которые приближаются справа, двигаясь по проезжей части жилой зоны?

Выдержки из ПДД 

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

13.11(1). При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

Предыдущая серия проекта «ПДД для бывалых» была посвящена езде по невидимой разметке.

Обнаружили ошибку или хотите предложить тему? Смело пишите на электронную почту редакции «Авто». 

Источник: https://74.ru/text/auto/65983421/

Помеха справа или правило правой руки — кто, кого и в каких ситуациях пропускает

Каждому водителю, даже с небольшим стажем вождения, знакомо правило правой руки или помеха, которая возникает с правой стороны. Этому правилу из ПДД отводится важное место, более того, помеха справа даже считается основным постулатом на дороге.

Помеха справа: правила по ПДД, что это такое

При соблюдении этого канона могут возникать спорные моменты, о которых начинающий водитель может не знать. Мы взяли на себя смелость рассказать всё, что имеет отношение к такому виду препятствия. В конце этого разговора у вас не будет возникать сомнений касаемо действий относительно других участников дорожного движения на нерегулируемых участках.

Определение понятия

Для начала необходимо разобрать понятие «помеха справа». Эта информация позволит чётко понимать суть дальнейшего разговора и не путать это правило с другими понятиями из ПДД. Такое понятие актуально на тех участках дороги, которые не оборудованы регулировочными знаками.

Помеха справа цитирует пункт из ПДД под номером 8.9.

Суть этого пункта сводится к следующему: отсутствие какой-либо регламентированной формы, которая направлена на регулирование последовательности проезда ТС, предусматривает разъезд водителей с учётом наличия помехи с правой стороны.

Нужно чётко понимать, что автомобиль, который выступает той самой помехой справа, должен быть пропущен. Только после этого можно начинать движение при условии отсутствия других машин по правую сторону.

Теперь разберёмся с не менее важным вопросом, который часто становится камнем преткновения, — как определить помеху справа.

При подъезде к участку дороги, который не оборудован регулировочными знаками, необходимо убедиться в их полном отсутствии. Стоя на развилке, обращаем внимание на ТС, которые относительно к вашему авто находятся с правой стороны.

Такие участники дорожного движения как раз и будут считаться преградой, которой нужно предоставить право на проезд.

В том случае, если линии передвижения (ваша и автомобиля справа) совпадают, то придётся уступить дорогу и дождаться завершения манёвра другой машиной. Только в том случае, если с правой стороны не будет машин, можно продолжать движение.

Мы разобрали что означает помеха справа и в теории вроде бы всё понятно. На практике возникает ряд спорных ситуаций, которые могут поставить в ступор. Эти ситуации необходимо детально изучить, чтобы на дороге не возникало проблем.

Примеры возможных помех справа

Пришло время разобраться с тем, как работает помеха справа на практике. Мы собрали некоторые тонкости и исключения:

  • при выезде с грунтовой дороги автомобиль не принимается за преграду, которую требуется пропускать, такой тип дороги всегда считается второстепенным;
  • включённый поворот не играет никакого значения и не влияет на ситуацию, которая складывается на дороге, независимо от поворота автомобиль нужно пропускать.

Дальше мы будем изучать распространённые ситуации, при которых действие правила кажется спорным. Вы должны знать кто должен уступить дорогу, например, на перекрёстке или во время перестраивания на другую полосу. Если правильно применить эту информацию на практике, то получится избежать аварийных ситуаций и неприятных последствий.

Проблемы на перекрёстках

Помеха справа на перекрёстке — распространённая ситуация, с которой водитель может сталкиваться по несколько раз на день. Обязательно нужно знать правила пересечения нерегулируемых перекрёстков. Эти знания помогут свободно ориентироваться на дороге, не создавать проблем для других участников дорожного движения и избегать аварийных ситуаций.

На перекрёстках правило правой руки действует следующим образом: при наличии равных возможностей у водителей пропускать нужно транспорт, который находится по правую сторону. Сложность связана с динамичностью движения, которая характерна для крупных городов с большим количеством транспорта. Есть ситуации, когда это правило не действует. О них мы поговорим дальше.

Помеха справа: правила по ПДД, что это такое

Перестроение между полосами

Не меньше спорных ситуаций возникает при перестраивании на многополосной дороге. Не всегда автомобиль принимается за помеху справа при перестроении по полосам движения.

Если обратиться к ПДД, то увидим следующую трактовку: при совершении манёвра перестроения водитель обязан предоставить возможность проезда тем ТС, которые движутся попутно и при этом не меняют направления.

Если два ТС, которые передвигаются попутно относительно друг друга, одновременно совершают манёвр для перестраивания, то преимущество должно отдаваться авто, находящемуся с правой стороны.

Помеха справа: правила по ПДД, что это такое

Для облегчения усвоения изложенного выше материала мы отобрали несколько вариантов, которые часто встречаются на дороге:

  1. При передвижении по своей полосе с соседней стороны перестраивается авто — пропускать его не нужно. Этот водитель должен дождаться момента, когда автомобилей не будет на полосе и тогда совершить манёвр.
  2. При перестраивании на левую полосу другой автомобиль с этой полосы также хочет совершить манёвр. В этой ситуации ваше ТС является преградой, которой необходимо уступить дорогу. Рассматриваемое правило здесь действует.
  3. При перестраивании на правую полосу другое авто с этой полосы также совершает манёвр. Здесь вы уступаете дорогу.
Читайте также:  Условия и порядок выдачи материнского капитала в 2020 году: необходимые документы

На кольце правило помехи справа действует так же. Особенности перестраивания не отличаются от тех, которые были описаны выше. При въезде на кольцо автомобиль должен пропустить все ТС, которые передвигаются по нему без изменения направления передвижения.

Где правило правой руки не действует?

Не всегда это правило применимо. Есть ряд ситуаций, при которых правило правой руки теряет свою силу. Все они описаны ниже:

  • разные статусы у участников дорожного движения;
  • по отношению к рельсовому транспорту это правило не применяется, он всегда пропускается;
  • неравнозначность приоритетов относительно положений участников, которая попадает под регулирование знаков, светофоров или регулировщиков;
  • начало движения или задний ход;
  • движение по дополнительному знаку светофора;
  • при въезде на мост водитель пропускает автомобили, которые уже движутся по нему, в этом случае транспорт не воспринимается в качестве препятствия.

Помеха справа: правила по ПДД, что это такое

Мы много чего успели рассмотреть, в том числе и в каких случаях не действует это правило. Эта информация не просто обязательна к изучению, её нужно запомнить и никогда не забывать.

Она должна отложиться в голове, а принципы соблюдения правила — выполняться на автоматизме. В этом случае вы никогда не станете виновником ДТП, оно может случиться только из-за другого неосведомлённого водителя.

Не зря помеха справа считается главным правилом в ПДД.

Источник: https://drivertip.ru/zhizn/vsyo-o-pomehe-sprava-v-pdd.html

Помеха справа по ПДД в 2020 году — что это такое, правило на перекрестке, примеры, при перестроении, когда применяется, во дворе, кто уступает дорогу

Доброго времени суток уважаемые читатели! На днях попав в несколько неприятных ситуаций на дороге и находясь в шоке от езды некоторых «водителей» в очередной раз решил написать несколько слов о правилах дорожного движения.

Совсем недавно я писал о том как можно быстро выучить ПДД, так как повторюсь еще раз, что их знание всеми участниками движения – это залог нашей с Вами, дорогие водители безопасности. Сегодня на очереди правило, которое объясняют в любой автошколе еще до начала курса вождения.

Причем самое интересное, что оно в большинстве своем известно только водителям, а пешие участники не всегда понимают, о чем идет речь. Итак, Вашему вниманию правило помеха справа.

Что это такое, определение

Что же это за правило? На первый взгляд, смысл понятен: нужно уступить дорогу автомобилю справа. Есть и другое название – «правило правой руки». Водители часто ошибаются, думая, что пропускать должны всех, кто справа. Но нет, нужно адекватно оценивать ситуацию, учитывать и другие требования.

И при этом помнить: это правило не главное, оно применяется, когда нет других. Чтобы разобраться, нужно понять, как определение «помехи справа» трактуют Правила дорожного движения.

Когда применяется правило

Правило применяется, если траектории движения после маневра пересекаются. В ПДД предусмотрены три ситуации, когда следует четко руководствоваться правилом «Пропусти помеху справа», назовем его кратко ППС:

  1. Автомобили начинают одновременное перестроение.
  2. Проезд на прилегающей территории.
  3. Движение по перекрестку без организации движения (нерегулируемому) или по такому участку, где правила не устанавливают приоритетное право проезда.

Нерегулируемый перекресток – это пересечение дорог, на котором не установлен светофор и нет регулировщика. Если перекресток со светофором, который временно неисправен или постоянно выдает только желтое мигание, перекресток также нерегулируемый.

Правила перестроения

Особенности осуществления маневра записаны в подпунктах раздела 8 ПДД:

  • перед перестроением автомобилист должен удостовериться, что во время действия он не помешает прочим участникам движения, не создаст аварийной ситуации;
  • он обязан заранее дать знать о своем намерении изменить траекторию следования другим водителям, включив поворотник;
  • автомобилист должен пропустить вперед тех, кто уже едет по полосе, на которую он собирается перестроиться;
  • при одновременном перестроении двух машин первой едет та, что справа, а другая уступает.

Кто уступает дорогу

Для начала общие правила для законопослушных и корректных водителей:

  1. Предположим, вам необходимо перестроиться на левую полосу. А в этот момент на левой полосе другое авто тоже совершает маневр. Вы имеете первоочередное право: для соседа вы помеха справа, его обязанность – вам уступить.
  2. Если вы задумали поворот налево, а при этом сосед продолжает движение прямо, он не должен вас пропускать, хоть вы и помеха справа.
  3. Вы оба поворачиваете, ваши пути не должны пересечься. Каждый едет своей дорогой, пропускать никого не нужно.
  4. Перекресток без регулировки проезжать сложнее: бывают спорные ситуации.

Важно запомнить: едете прямо – пропустите всех, кто находится от вас по правую руку, хотите свернуть вправо – подождите, пока не проедут все автомобили по пересекаемой дороге.

Если же нужно свернуть налево – вы обязаны уступить всем, кто справа; при этом обладаете преимуществом перед теми, кто слева.

Есть еще одно правило, не охваченное ПДД – «Правило трех Д», или «Дай Дорогу Дураку». Иногда лучше дать завершить маневр торопливому хаму, подрезающему вас на приоритетном участке, чем допустить ДТП.

А вот теперь – более детально по дорожным ситуациям, требующим соблюдения правила «помеха справа».

Равнозначные перекрестки

Вспомним, когда пересечение дорог относится к равнозначным перекресткам:

  1. Если на это указывает соответствующий знак предупреждения 1.6.
  2. У перекрестка имеется указатель, означающий конец главной дороги (2.2).
  3. Перекресток образуют дороги с одинаковым покрытием, а знаки приоритета (2.3.1 – 2.5) перед ним не установлены.

Требование ПДД, п.13.11: водитель, управляющий ТС (безрельсовым) уступает дорогу ТС, которые приближаются справа, если они находятся на пересечении равнозначных дорог.

Предположим, совпали два обстоятельства: перекресток без регулировки, и он из равнозначных дорог. Чтобы проехать без нарушения, нужно помнить о ППС.

Обстоятельства на перекрестке могут сложиться таким образом:

Водитель сворачивает направо. Пути ТС не пересекаются. Уступать не требуется.
Водитель двигается прямо. К нему приближается ТС справа с намерением повернуть направо. Если перекресток широкий для того, чтобы разъехаться, водитель проезжает одновременно с правым ТС. Если места мало, ТС нужно пропустить.
Водитель двигается прямо. ТС приближается справа для того, чтобы ехать налево или прямо. ТС нужно пропустить.
Водитель поворачивает налево, ТС справа совершает поворот направо. Пути не пересекаются, пропускать нет необходимости.
Водитель хочет повернуть налево. ТС двигается справа и продолжает движение прямо или налево. Нужно уступить.

Неравнозначные перекрестки следует проезжать, учитывая требование ПДД, п. 13.10. Пункт устанавливает требование к очередности движения, если главная дорога (ГД) меняет направление. В этом случае все автовладельцы применяют правила проезда по равнозначным перекресткам (ППС).

Правило действует, если установлены дорожные знаки:

  Устройство и работа пневматической тормозной системы

Водитель направляется по ГД. Она меняет направление: поворачивает направо. Он уступает ТС, приближающимся справа по ГД.
Движение водителя – по дороге второстепенного значения. Она поворачивает вправо. Он уступает всем ТС справа с второстепенной дороги, и всем – с ГД.

При перестроении

Если водитель начал перестроение, он уступает попутным ТС, которые не меняют траекторию движения. А если попутные ТС начинают одновременное перестроение – водитель уступает тому, кто находится справа. Это требование установлено в ПДД, п.8.4.

Рассмотрим несколько примеров правильного перестроения попутных ТС:

Водитель находится на своей полосе движения. Его полосу хочет занять ТС с соседней полосы. Водитель не должен уступать дорогу, несмотря на то, что ТС может быть справа. Здесь ППС применяться не может.
Водитель при движении намерен начать перестроение на соседнюю полосу. При этом ни одно из ТС не перестраивается. Следует дождаться безопасного момента, когда проследуют все ТС на соседней полосе. И только затем выполнить перестроение. ППС не работает.
Водитель намерен перестроиться на левую от него полосу. ТС на левой полосе также хочет перестроиться. ТС с левой полосы уступает дорогу водителю, независимо от того, куда оно перестраивалось. Действует ППС.
Водителю нужно перестроиться на полосу справа. ТС на правой полосе намерен начать перестроение. Водитель помнит о ППС и уступает дорогу.

Правила проезда перекрестков по ПДД рассматриваются в статье: проезд перекрестков по ПДД. Что означает в ПДД синяя разметка, читайте здесь.

Во дворе

Если пути автомобилей пересекаются в обстоятельствах, когда очередность не установлена, уступает тот водитель, к которому справа приближается другое ТС. Требование установлено ПДД, п.8.9.

Такие ситуации нередки во дворах, парковках, автозаправках: разъезд в общественных местах, имеющих прилегающие территории. Здесь правило действует одно: «Пропусти помеху справа».

Рекомендации специалистов

ДТП при перестроении обычно не бывают с тяжелыми последствиями, но их лучше избегать. Или двигаться так, чтобы в случае аварии не стать виновником. Это возможно, если:

  • ридерживаться правого края своего ряда (так больше свободы для маневра и меньше риска);
  • не наезжать на разметку без намерения перестроиться;
  • анализировать дорожную ситуацию с учетом поведения других автомобилистов;
  • перед перестроением убедиться с помощью зеркал машины, что оно безопасно (нужно видеть две соседние полосы и то, что происходит сзади);
  • не делать рывков при выполнении маневра, ехать плавно.

Рекомендуем прочитать о ДТП на круговом. Вы узнаете о том, что считается круговым участком, причинах аварий на кольце, правилах проезда на круговом. А здесь подробнее о ДТП на главной.

Перестроение в другой ряд следует совершать, если оно действительно необходимо и возможно. Если водитель не уверен в своих силах, даже в пробке лучше оставаться в пределах прежней полосы. И никогда не перестраиваться в «мертвой зоне».

Примеры ситуаций с помехой справа

Чтобы информация запомнилась лучше, рассмотрим конкретные ситуации, в которых могут оказаться водители:

  1. Автомобилисты находятся на перекрестке равнозначных дорог. В этой ситуации нет никаких сомнений: для синего авто красное является помехой справа. Значит, у красного – первоочередное право проезда.
  2. Водители едут по дороге, она начинает сужаться. Никаких знаков на определение первоочередного проезда нет, знак «Сужение дороги» к таким не относится.
Читайте также:  Жалоба на действия судьи председателю суда: образец 2020

Водитель справа начинает активно продвигаться вперед, считая, что него действует ППС. При этом ему безразлично, что он смещает водителя слева практически на встречку.

Другая ситуация. Один водитель едет прямо, впереди – ремонтные работы. Водитель справа совершает маневр, пытается сместиться влево и проехать вперед, мешая первому. Права на приоритетный проезд у второго водителя нет, он нарушает правила.

  • ПДД предупреждают: водитель при перестроении обязан уступить дорогу тем ТС, которые продолжают движение, не меняя направления.
  • Это означает, когда сужение или ремонт начинаются справа, первым проезжает водитель, не меняющий траекторию движения (тот, кто двигается прямо).
  • Самый цивилизованный способ договориться и не конфликтовать (для этой ситуации другого решения нет) – проезжать по очереди:
  1. Невнимательный водитель, не посмотрев по сторонам, выезжает с АЗС. Машина на дороге слева не ожидает, что ее не пропустят, не успевает среагировать и сбросить скорость. Результат – ДТП. Виновник в этой ситуации ясен – это водитель с заправки. Прилегающие территории (АЗС, дворы, стоянки и парковки) относятся к второстепенным. Выезжая с такой дороги, нужно пропустить всех: и слева, и справа.
  2. Два водителя двигаются по дворовой территории: один по широкой дороге, другой поворачивает справа с узкого неасфальтированного полотна. Первый считает, его дорога «главнее», игнорирует второго, получает удар от «помехи справа». Виноват здесь первый: на прилегающих территориях руководствуются только правилом правой руки.

Иногда водители самонадеянно считают, что все участники дорожного движения знают и соблюдают правила. Не стоит на это рассчитывать. Если ваш автомобиль – помеха справа, лучше стопроцентно не рассчитывать на преимущество.

Стоит убедиться, что вас действительно пропускают. Никогда не пытайтесь проучить другого водителя и ехать напролом. Такие манипуляции приведут только к ДТП.

Иногда следует проявлять великодушие. Если видите, что водителю с второстепенной дороги сложно завершить маневр, чтобы вас пропустить (предположим, скользкая дорога, а он на летней резине), сбросьте скорость, уступите дорогу. Вам будут благодарны.

Общие понятия

На дорогах возникает множество частных ситуаций, которые тяжело учесть инструкторам при обучении автомобилистов правилам дорожного движения. В автошколах дают информацию в общей формуле. Ее следует самостоятельно правильно применять к реальным дорожным условиям.

Сложности в реализации знаний, полученных во время обучения на права, возникают при встрече с ситуацией, предполагающей перестраивание из одной полосы в другую. Здесь уступать дорогу должен на равнозначном для автомобилистов участке тот, кто двигается без изменения направления.

Когда правило не работает

Не всегда следует опираться на правило помехи справа. Есть обстоятельства, когда оно неприменимо:

  1. Когда участник дорожной ситуации – трамвай. На рельсовый транспорт ППС не распространяется.
  2. Если одно ТС движется по главной дороге, а второе ТС – по второстепенной, ППС не применяется. Приоритет у первого автомобиля. Пропустить второго он может по своему желанию, предварительно уведомив второго при зрительном контакте или другим сигналом.
  3. Для выезжающего с прилегающей территории правило не действует (обязан пропустить всех), если только не установлен знак приоритета.
  4. При начале движения водители уступают дорогу всем ТС. При движении задним ходом – аналогичная ситуация.
  5. На полосе разгона при въезде на трассу. Если водитель с правой полосы разгона поторопится и создаст ДТП, виновным признают именно его.

Правила перестроения из ряда в ряд по ПДД

Правила перестроения из ряда в ряд в соответствии с ПДД заключаются в следующем:

  • желающий сменить линию движения обязан просигналить об этом другим водителям включением поворотника;
  • если лампочка не работает, намерение перестроиться следует показать вытянутой в сторону рукой;
  • уходить на другую полосу можно только после того, как по ней проехали автомобили, движущиеся в попутном направлении без изменения траектории, то есть им следует уступить;
  • если две машины одновременно начали маневр, пропускать нужно ту, что оказалась с правой стороны, она имеет преимущество;
  • выполнять действие разрешается только тогда, когда оно не может помешать другим участникам движения, создать угрожающую ситуацию.

Эти правила зафиксированы в пунктах 8.1 и 8.4 ПДД.

Наказание за нарушение правил ДД

За несоблюдение правила «помехи справа», а если изъясняться языком ГИБДД – нарушение правил пересечения перекрестков и неправильное маневрирование, в нашей стране предусмотрена административная ответственность.

Это статьи 12.13 и 12.14 КоАП РФ. Соответственно, 1000 и 500 рублей.

Правило, устанавливающее приоритет для «помехи справа» – неплохое руководство для всех, кому важна безопасность на дороге. Запомнить его несложно, и оно существенно облегчит жизнь.

Про расположение знака инвалид на автомобиле по ПДД говорится в статье: знак инвалид на автомобиле по ПДД. О том, где запрещен разворот по ПДД, смотрите на странице.

Какие бывают способы маневрирования по ПДД, узнайте из этой информации.

Источник: https://AutoManya.ru/vozhdenie/pomeha-sprava-pravilo.html

Правило правой руки в ПДД, кто кого первым пропускает

Любой водитель обязан знать о таком нехитром правиле поведения на дороге, как «правило правой руки». Это один из основных постулатов, которым руководствуются все участники дорожного движения, а его степени важности и спорить нельзя.

Правило правой руки – это правовой столп, который находится в приоритетном списке, вместе с другими формами и выписками о дорожном движении.

В данной статье мы попробуем разобраться во всех нюансах правила правой руки в ПДД, а также ответить на все основные вопросы, связанные с ним.

Только при повороте зеленого автомобиля — тот стал помехой справа

Правило правой руки (помеха справа)

Как мы все знаем, регулировать очередность проезда транспортных средств на дорожном участке имеют права специальные регулирующие дорожные знаки (о них попозже), электрифицированные светофоры, или же специально обученный и уполномоченный регулировщик. Следуя указаниям и инструкциям, которые выдают все вышеперечисленные формы регулирования, потребности в знании правила правой руки не возникает.

Однако не все участки дороги имеют хотя бы один из представленных выше форм регулирования очередности передвижения по дорожному полотну. Именно в таких ситуациях применимо правило правой руки, или же «помеха справа».

Подобный пункт является не чем иным, как цитированием пункта 8.9 в ПДД. В нем говорится, что при отсутствии любых из регламентированных форм, регулирующих последовательность проезда транспортных средств, водители продолжают разъезд, пропуская «помеху справа» первой, и в случаи их отсутствия с правой стороны, могут продолжать движение.

Наглядное применение правила правой руки

Когда действует правило помеха справа

Подъезжая к нерегулируемому участку следует обратить внимание на отсутствие дорожных знаков, светофоров или других форм регулирования очередности проезда. Находясь на развилке, следует обратить внимание на автомобили, которые находятся от нас по правую сторону.

Они и будут являться так называемой «помехой справа». И если ваши линии передвижения имеют точку пересечения, тогда необходимо дождаться пока автомобили справа завершат свой маневр, и в случае отсутствия транспортных средств справа, мы сможем продолжить свой путь.

Подобная универсальная издержка, является практичной и действующей нормой, которая работает вот уже несколько десятилетий. Но на бумаге данное правило не составляет трудностей в расшифровке, однако на деле, необходимо соблюдать несколько основных подпунктов, которые являются обязательными к выполнению. Их всего три, и детально о них будет расписано чуть ниже.

Только при пересечении линий следования правило правой руки применимо.

Помеха справа при перестроении

Согласно правилам дорожного передвижения транспортных средств, а именно пункта 8.4, нам известно, что при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Находясь в собственной полосе не обязательно уступать дорогу перестраивающемуся автомобилю с соседней полосы. Но если вы попробуете перестроится на правую полосу – уступить дорогу необходимо каждому.

В случае, если перестроение осуществляется влево, то перестроится вам могут дать (а могут и нет), только автомобили, которые сами перестраиваются вместе с вами.

Помеха справа при перестроении является обязательной к пропуску.

Помеха справа при перестроении

У кого преимущество при сужении дороги

При сужении дороги следует быть очень аккуратным, так как подобная ситуация чревата двоякостью. Так как каждый из водителей может руководствоваться пунктом ПДД 8.4, и одновременно 8.9. Уступать в такой ситуации необходимо попутному потоку, то есть дать дорогу нужно рядом едущим транспортным средствам, двигающимся с нами в одном и том же направлении.

Помеха справа при повороте и проезде перекрестков

По выезду из крупных населенных пунктов, а также в центре некоторых городских участках поменьше очень часто встречаются нерегулируемые перекрёстки. Всего их 2 типа: неравнозначные и равнозначные перекрестки. Но каким же образом двигаться в таком случае?

Равнозначные перекрестки

Водитель безрельсового транспорта, в данном случае может полноценно пользоваться правилом правой руки, предварительно пропустив рельсовый транспорт. Помеха справа при повороте учитывается всеми участниками движения в данном участке. Ранее мы уже писали подробно о проезде транспортных средств на нерегулируемых равнозначных перекрестках.

Неравнозначные перекрестки

Для удобства и правильности проезда, следует предварительно изучить дорожные знаки, подъезжая к разъезду. Первыми такой участок покидают рельсовики, находящиеся на главной дороге.

Следом безрельсовые транспортные средства, которые находятся на главной дороге (при пересечении – используем правило правой руки).

Только потом разъехаться могут участники второстепенной дороги по той же очередности (сначала рельсовый, а после безрельсовый транспорт).

Наглядный пример помехи справа при сужении дороги

Когда трамваи имеют преимущество

Как известно из правил дорожного движения трамвай считается рельсовым транспортным средством.

При проезде трамвая по дорожному участку, который является нерегулируемым перекрестком – у него имеются приоритетные полномочия по очередности проезда, с какой бы он стороны не находился.

После того, как рельсовый транспорт проехал, возобновляется транспортный поток. Правило правой руки здесь неприменимо.

Разъезд на прилегающих территориях

Прилегающие территории – это часто встречаемые участки дороги, с которыми мы сталкиваемся почти ежедневно. Это всевозможные заезды во дворы, автомобильные площадки-стоянки, территории рынков и прочие парковки.

Читайте также:  Как правильно заполнить все поля в трудовой книжке: образец в 2020 году

Движения на таких участках также прописано в ПДД п.8.9, и обязывает транспортные средства двигаться только после пропуска всех транспортных средств двигающихся справа от водителей.

Исключение составляет только участки, движение по которым прописано в правилах дорожного движения.

Источник: https://automotolife.com/services/pravilo-pravoj-ruki-v-pdd

Что означает в ПДД «помеха справа»?

Приоритет имеет водитель легкового автомобиля, так как он двигается без смены направления, водитель крана должен уступить

Очередность проезда транспортных средств чаще всего оговаривается нормами ПДД. Причем регулировать такую очередность призваны дорожные знаки приоритета, различные светофоры и пресловутый регулировщик.

Кроме того, для некоторых частных случаев движения (преимущественно при маневрировании) существуют специальные нормы ПДД.

Так, тот, кто намеревается перестраиваться из полосы в полосу, тот и должен уступать дорогу водителю, двигающемуся без смены направления.

Однако бывают случаи, когда ни один из регуляторов не может быть применен по причине их полного бездействия. Есть же, к примеру, участки дорог, на которых не только регулировщика и светофора, но даже и знаков никаких нет.

Равнозначный перекресток, ни у кого нет приоритета

Как же в таком случае действовать водителю? Кто из них имеет преимущественное право для проезда?

Водители-профессионалы говорят про некое правило «правой руки» (или применяют термин «помеха справа»). Давайте попробуем разобраться в этом пресловутом принципе движения. Тем более что ему придают статус некоего универсального правила.

Вопрос 1: Что такое «помеха справа»?

Сразу же оговоримся: в ПДД отсутствуют такие термины – «правило правой руки» и «помеха справа». Это условно-упрощенные выражения пункта 8.9 ПДД РФ. Суть его следующая.

Правила не могут регламентировать все ситуации с приоритетностью на дорогах. Поэтому, если последовательность проезда транспорта не предусматривается ПДД, то водители между собой должны разъехаться, пропуская «помеху справа».

Только после этого можно продолжить двигаться.

Иными словами, если мы по пути следования пересекаем путь другому автомобилю, а очередность движения Правилами никак не оговаривается, то мы должны будем уступить этому автомобилю дорогу, если он в момент пересечения будет от нас справа.

В этом случае водитель грузовика должен проехать перекресток первым, так как для легкового автомобиля он находится справа

Соответственно, этим же правилом должен руководствоваться и наш оппонент: если мы ему создаем помеху справа, то он должен обеспечить нам право первого проезда.

Таким образом, если приоритет движения невозможно определить знаками, регулировщиком или светофором, то наша «помеха справа» должна от нас получить преимущество в движении.

Условия применения правила «правой руки» или «помеха справа»

Интересующий нас принцип считается по праву универсальным. Однако необходимо четко знать границы его применения, ибо у правила «правой руки» (как и у любой другой нормы) есть обязательные критерии (условии). Их три.

1. Траектории движения транспортных средств всенепременно должны пересекаться

Помеха справа и пересечение путей

В противном случае – зачем решать проблем преимущества в движении? Ведь автомобили никак не смогут мешать друг другу и спокойно разъедутся в заданных направлениях.

В данном случае «помеха справа» не действует, так как траектории не пересекаются

2. Указанное правило работает в отношении равнозначных участников движения

Иными словами, ни один из участников «конфликта интересов», стремящихся проехать всенепременно первым, не должен иметь какого-то статусного преимущества. Напротив, он должен быть равнозначен своим оппонентам.

  • К примеру, нельзя применять принцип «помехи справа» (или правило «правой руки») в следующих системах отношений:
  • 1) пешеход – транспортное средство;
  • 2) трамвай – безрельсовое транспортное средство.
  • И трамвай, и пешеход – это участники движения с особым правовым статусом.

3. Очередность проезда ТС не должна оговариваться пунктами ПДД

Иными словами, случай, когда мы планируем применить это самое правило, не должен быть предусмотрен ПДД.

Возьмем конкретный пример: мы выезжаем с места стоянки вместе с другим автомобилем. Ситуация, не предусмотренная ПДД. В этом случае уступаем ему дорогу, ибо он для нас сейчас – помеха справа.

Выезд со стоянки и помеха справа. У встречного нет помехи справа, и у нас нет. Но это пока. А вот при начале движения у нас появится помеха справа, а у него нет. Следовательно, мы и уступаем.

А вот еще один случай — одновременное перестроение равнозначных субъектов. Первым перестроится мотоцикл, не имеющий в лице «легковушки» помехи справа. А вот водитель легкового автомобиля, напротив, вынужден констатировать помеху справа от мотоциклиста. Поэтому именно он и обязан предоставить преимущество мотоциклисту.

При одновременном перестроении водитель легкового автомобиля должен уступить, так как мотоциклист для него «помеха справа». Однако, если бы легковой автомобиль двигался прямо, то он бы имел преимущество, так как двигается без смены направления и мотоциклист должен его пропустить

Вопрос 2: Когда «помеха справа» не действует?

Теперь рассмотрим условия, когда «помеха справа» не действует. В принципе, этот вопрос уже был рассмотрен в предыдущем разделе «Условия применения правила «правой руки». Но там он решался с позиций позитива: когда применяется данное правило?. Теперь же нас интересует негатив.

1. Несоответствие статусов участников движения

Принцип «помехи справа» не работает, если изначально по своим статусам участники движения неравнозначны. Мы уже отмечали наиболее частые сочетания участников:

  1. пешеход и транспортное средство;
  2.  «рельсовый» трамвай и безрельсовый транспорт.

Здесь правило «правой руки» применяться не может.

2. Неравнозначность приоритетных позиций участников движения

Правило «правой руки» не будет работать в отношении участников, которые находятся на позициях с разным приоритетом (предписанных знаками, светофором или регулировщиком).

В этом случае правило «правой руки» не работает

Зададимся первым примером. Судя по рисунку, водители находятся в разных приоритетных позициях: один на главной дороге, другой на второстепенной. Поэтому между собой они не могут применять правило «правой руки», ибо всегда первым проедет тот, кто на главной дороге. Просто он в данный момент уже обладает преимуществом и обязан им воспользоваться.

В данном случае водитель легкового автомобиля должен уступить дорогу

Возьмем второй пример. Один участник движение следует по дороге, второй выезжает с АЗС (или двора). Их «конфликт» нельзя решить по принципу «помехи справа», ибо, согласно ПДД, выезжающий с прилегающей территории обязан уступать дорогу всем.

В этом случае автобус должен проехать первым, несмотря на то, что у него помеха справа

Озадачимся третьим случаем. Один участник двигается под основной зеленый сигнал светофора, а второй на дополнительную секцию светофора, но на основной красный (или любой иной запрещающий). Изначально их позиции неравнозначны, ибо двигающийся на дополнительную секцию при основном запрещающем должен предварительно пропустить всех тех, кто выезжает на основной разрешающий сигнал светофора.

Интересный случай с очередностью проезда и неправильной трактовкой правила «правой руки» произошел в мае 2015 года в Набережных Челнах.
Водители С. Иванов и Н. Морозов двигались в попутном направлении и производили поворот с проспекта Чулман на проспект Яшьлек. Обе машины ехали параллельно и поворот осуществлялся через разрыв в разделительной полосе. Автомобиль С.

Иванова находился левее относительно машины Н. Морозова. В процессе выезда на проспект произошло столкновение и виновным, по мнению инспектора ГИБДД, оказался Иванов, так как он не пропустил авто справа, двигавшееся в попутном направлении, вследствие чего Иванов и был оштрафован на 500 рублей.

На беду гаишника гражданин Иванов оказался настырным товарищем и обжаловал решение инспектора в городском и республиканском суде, которые встали на сторону инспектора. В конечном счете он дошел до Верховного суда, который встал на сторону водителя и отменил решения нижестоящих судов. Свое решение Верховный Суд объяснил тем, что при повороте налево Н.

Иванов заблаговременно занял крайнее левое положение на проезжей части и поэтому правило «помеха справа» в данных обстоятельствах неприменимо.

Есть и прочие случаи, когда указанное правило не действует (например, при начале движения или движении задним ходом предварительно следует уступить дорогу иным участникам движения).

«Помеха справа» при проезде перекрестков

Хотя это будет и не совсем корректно, но правило «правой руки» имеет прикладное значение – его можно применять при проезде перекрестков. И хотя ПДД (раздел 13) достаточно четко регламентируют правила проезда перекрестков, — их все же можно значительно упростить, применив это самое универсальное правило «правой руки».

Сформулировать этот принцип можно так: при абсолютно равных возможностях мы разъезжаемся с другими ТС, применяя правило «правой руки».

Сложности с применением этого правила на перекрестке сопряжено с динамичностью событий. Возьмем пример на рисунке. В настоящий момент ни один водитель не имеет помехи справа. Но вот мы начали движение, въезжая на перекресток.

Совершая поворот налево, мотоциклист от нас получает помеху справа. Он останавливается и пропускает нас.

У встречного мотоциклиста в момент начала поворота мы оказываемся в качестве «помехи справа». Это означает, что наш оппонент должен пропустить нас и уж только потом проследовать в нужном ему направлении.

Однако при проезде перекрестка важно помнить случаи, когда нельзя применять правило «правой руки». Это случаи четкой регламентации очередности движения.

1. «Конфликт» с трамваем

Трамвай должен проехать первым, у него приоритет, только потому что это трамвай

Правило «правой руки» не работает в отношении трамваев. В «чистом» виде они по отношению к нам пользуются приоритетом.

2. Изначальная неравнозначность позиций

Если участники движения изначально находятся на направлениях разной приоритетности (кто-то на главной, кто-то на второстепенной), то их отношения не будут решаться с применением принципа «помехи справа».

3. Движение по дополнительной секции светофора (на основной запрещающий сигнал)

  1. Этот аспект мы уже рассмотрели ранее.
  2. Подведем общий итог (заключение)
  3. Универсальное правило «правой руки» (или «помеха справа») – это общепризнанный способ решения вопросов о преимуществе движения, когда отсутствуют три основные критерии приоритетности – знаки приоритета, светофор, регулировщик.
  4. «Помеха справа» означает, что водитель должен пропустить, дать возможность проехать, уважать преимущество того водителя, чье транспортное средство приблизилось к нему справа.
  5. Правило «правой руки» работает исключительно в отношении равностатусных и равноприоритетных участников дорожного движения.

Источник: http://AvtoMotoProf.ru/zakon-i-voditel/chto-oznachaet-v-pdd-pomeha-sprava/

Ссылка на основную публикацию