Экстрадиция: что это такое в уголовном праве

Экстрадиция: что это такое в уголовном праве

История института выдачи

Экстрадиция: что это такое в уголовном праве

  • Катон потребовал выдачи Цезаря германским племенам, из-за того что последний начал незаконную войну против них.
  • Когда на Филиппа Македонского было совершено покушение, афиняне выдали всех лиц, которые тем или иным образом были в этом замешаны.
  • Ахейцы требовали у Спарты выдачи своего гражданина, который сжигал деревни мирных жителей.

В средневековье известен случай, когда предводитель племени Курайш потребовал выдачи бежавших от преследования курайшитов у Эфиопского царя. Но он получил отказ на свою просьбу. Помимо этих фактов существует множество исторических подтверждений существования института выдачи или хотя бы его основ.

Основные положения об институте экстрадиции

Экстрадиция: что это такое в уголовном праве

Условия для выдачи преступников

Каждое государство имеет право на выдачу преступников, но не обязанность производить подобные действия. Обязанность выдаваться преступников может появиться, если существует двухсторонний договор об экстрадиции. Для выдачи преступников существуют специальные условия, которые оговариваются в договоре ранее.

Обычно в них указаны критерии, согласно которым действует институт экстрадиции. Наиболее традиционное условие выдачи – это наличие «двойной подсудности», когда совершённое деяние осуждается в законодательстве как запрашивающей страны, так и запрашиваемой.

В договоре также прописываются условия, которые позволяют отказаться от экстрадиции преступника.

Правовая основа экстрадиции

Экстрадиция: что это такое в уголовном праве

Экстрадиция в России

В законодательстве Российской Федерации институт выдачи присутствует, потому что государство является участником Европейской конвенции об экстрадиции 1957 года. Тем не менее существуют некоторые оговорки, которые были выдвинуты со стороны России.

В статье 61 Конституции РФ указано, что граждане страны не могут быть выданы за пределы государства или переданы иностранной державе. Таким образом, мы можем говорить лишь о частичном принятии государством такого института, как экстрадиция.

РФ в этом смысле отличается от стран Евросоюза, между которыми существует двусторонняя обязанность выдачи преступников.

Процесс экстрадиции

Процесс выдачи имеет особый регламент, который регулируется международно-правовыми нормами действующих договоров и конвенций или международно-правовым обычаем.

Экстрадиция в уголовном праве играет незначительную роль, в отличие от конституции.

Чаще всего уголовное право страны имеет некоторые предписания по поводу международного сотрудничества в сфере выдачи, но уж никак не императивные нормы, требующие соблюдения.

Экстрадиция: что это такое в уголовном праве

Процедура начинается с элементарного запроса, составленного на языке запрашиваемой стороны или на одном из международных языков.

Отправка запроса производится через министерство иностранных дел, министерство внутренних дел, министерство юстиции и т. п.

В запрашиваемой стране начинается процедура судебного рассмотрения обоснованности запроса с юридической точки зрения. Если суд подтвердит запрос, тогда преступника экстрадируют, если же нет – процесс остановится.

Тенденции к упрощению процесса экстрадиции

Чаще всего система выдачи настолько громоздкая, что этот институт фактически не действует. Он имеет место лишь в контексте политического противостояния.

Но некоторые страны всё-таки добились определённого прогресса в этом вопросе. Например, члены Евросоюза создали «Европейский ордер на арест».

Этот международное соглашение позволяет передавать граждан стран-участниц без подтверждения и рассмотрения запроса.

Экстрадиция: что это такое в уголовном праве

Существование соглашения фактически «оживило» такой институт, как экстрадиция. Что это соглашение несёт пользу странам-участникам, понятно многим, тем не менее независимые от договора государства держат дистанцию между собой и любыми способами пытаются уйти от создания подобного соглашения.

Будущее института

Экстрадиция, что это такое, какие правовые акты регулируют институт – все эти вопросы были рассмотрены в статье.

Нужно также отметить, что современные государства все ещё испытывают определённую степень недоверия друг к другу, поэтому институт экстрадиции не может развиваться в полной мере.

Однако многие учёные уверены, что подобные тенденции будут сломаны из-за постоянной угрозы и роста международной преступности. Этот негативный фактор нужно искоренить, а для этого следует чем-то жертвовать.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-ekstradiciya-v-ugolovnom-prave.html

Экстрадиция. Правовые особенности и условия выполнения

Экстрадиция: что это такое в уголовном праве

Экстрадиция – это выдача одним государством другому лиц, которые совершили преступные деяния, на территории этого государства. Общепризнанным фактом является то, что экстрадиция – это не обязанность государства, а его право, то есть, основываясь на каких-либо мотивах государство, имеет право отказать в экстрадиции. Передача преступника может быть обязательной только при наличии соответствующего международного договора.

Экстрадиция распространяется только на уголовные преступления, правонарушения которые связаны с административно-правовой и гражданско-правовой ответственностью не рассматриваются, как повод для данного действия.

Согласно ст. 13 УК РФ лица, имеющие российское гражданство, при совершении преступлений на территории другого государства этому государству не выдаются. Данное утверждение основано на ст.

61 Конституции РФ, в которой сказано, что российские граждане не подлежат выдаче другому государству и не могут быть высланы за пределы государства. Но это не исключает уголовного наказания, так согласно ч. 1 ст.

12 УК РФ гражданин РФ, совершивший преступление на территории другого государства, подлежит уголовной ответственности по законодательству РФ.

Ч. 2 ст. 13 УК РФ гласит, что выдача (экстрадиция) может касаться только лиц без гражданства или иностранных граждан, совершивших преступление вне пределов РФ и находящихся на территории российского государства. Как уже говорилось ранее, для экстрадиции, между государствами должен быть заключен двух- или многосторонний международный договор о правовой помощи.

Условия выдачи преступника

Практика экстрадиции закрепила положения о предъявлении требований о выдаче в случаях:

  • совершения преступления на территории государства, которое требует выдачи;
  • когда совершенное преступление направленно против государства и нанесло ему вред;
  • при условии, что преступник имеет гражданство запрашивающей экстрадицию страны.

Выдача преступника, совершившего преступления на территории нескольких государств, осуществляется путем дипломатических переговоров этих стран, на основании норм международного права и международных договоров.

Условия выдачи преступника:

  • соблюдение принципа тождественности;

Совершенное преступление, является таковым и на территории страны, в которой находится преступник.

  • гарантия неприменения к преступнику смертной казни.

В Российской Федерации смертная казнь отменена, поэтому передавая преступника, государство требует гарантии о том, что смертная казнь применена не будет.

Если требование о выдаче преступника связано с привлечением его к ответственности, государство, выдвинувшее его, обязано представить убедительные доказательства, виновности экстрадируемого лица.

Помимо этого выдача преступника может иметь цель приведения уже вынесенного приговора в действие. В таком случае основание для решения вопроса об экстрадиции – вынесенный приговор.

Международное право содержит дополнение к существующим условиям экстрадиции преступника, а именно: экстрадируемое лицо не должно подвергаться заключению, преследованию или ограничению личной свободы в связи с деяниями, которые не были основанием для выдачи.

Основания для отказа в экстрадиции:

  • экстрадиция запрашивается на лицо, являющееся гражданином страны в котором оно находится;
  • совершенное преступление преследуется в порядке частного обвинения;
  • истек срок давности преступления;
  • иные законные основания, делающие невозможным возбуждение уголовного дела;
  • запрашиваемое лицо на момент запроса не может быть привлечено к уголовной ответственности;
  • экстрадируемым лицом получено право убежище.

Принятие решений о выдаче преступника государству, на территории которого он совершил преступление, возложено на Генерального прокурора РФ, также данное решение может быть принято его заместителем (ст. 462 УПК РФ). Минимальный срок наказания, экстрадируемого лица, не менее 6 месяцев.

Порядок исполнения экстрадиции:

  • подача соответствующего запроса государством, на территории которого совершено преступление;

Срок запроса на экстрадицию — 40 дней с момента задержания преступника.

  • передача задержанного в местный орган прокуратуры;
  • избрание меры пресечения;
  • рассмотрения отсутствия или наличия обстоятельств исключающих экстрадицию (экстрадиционная проверка);
  • принятие решения об удовлетворении запроса или отказ в запросе;
  • вынесение постановления (при условии удовлетворения запроса);
  • уведомление задержанного лица о вынесении решения о выдаче;

Обжаловать решение, виновное лицо, может в течение 10 суток с момента получения уведомления. Подача кассационной жалобы в случае отказа в жалобе осуществляется в 7-мидневный срок с момента отказа.

  • поручение ФСИН от Генеральной прокуратуры РФ о передаче, экстрадируемого лица, запрашивающей стороне.

В некоторых случаях Генеральным прокурором РФ может быть вынесено решение об отсрочке или временной экстрадиции. Отсрочка может быть связана с различными нюансами в расследовании, рассмотрении вопроса о предоставлении права убежища и т.д. Временная выдача производится в основном для участия, экстрадируемого лица, в судебных и следственных процедурах.

Множество нюансов законодательства связанных с экстрадицией делают помощь адвоката по международным делам – необходимым условием для соблюдения законности.

В соответствии с законодательством РФ, каждый человек имеет право на адвоката, выдача лиц совершивших преступление не является исключением.

Знание международных норм права позволит адвокату по международным делам защитить вас от неправомерных действий со стороны представителей закона.

С уважением,Виктория Демидова, адвокат.

Источник: http://www.LegalNeed.ru/info/criminallaw/ekstradiciya/

Экстрадиция в уголовном праве

Экстрадиция в уголовном праве – это определенный вид наказания, применяемый к преступнику, который эмигрировал в другое государство, чтобы избежать ответственности за совершенное преступление.

Я сталкивался с этим вопросом и скажу сразу, что принятию данного решения предшествуют многочисленные судебные заседания. Просто так выдворить из страны и передать человека властям другого государства не получится.

Можно сказать больше. В некоторых странах экстрадиция вообще не принята, и поэтому направлять к ним подобные требования и вовсе напрасно.

Мне бы хотелось поговорить о данной теме по причине того, что сегодня многие преступники стараются спрятаться за границей после совершения правонарушения. Вот насколько реально их оттуда экстрадировать назад и в чем заключается процедура, мы сегодня и обсудим.

Как трактуется понятие «экстрадиция» и в каких странах такой порядок действий отсутствует

Если обратиться к Уголовному кодексу и к международному праву, то экстрадиция – это не мера наказания и не способ привлечения виновных граждан к ответственности. Речь идет о некой форме сотрудничества, которая возможна между странами, подписавшими договоренность об оказании взаимопомощи по борьбе с преступностью.

Чтобы читателям стало понятно, поясню простыми словами. Под экстрадицией стоит понимать арест с последующей передачей преступника или подозреваемого в правонарушении лица официальным представителям страны, где было совершено преступное деяние.

К примеру, в США такой порядок действует между штатами, а на мировой арене подобные взаимоотношения существуют между разными странами.

В качестве дополнительной помощи со стороны государства, выдающего подозреваемого, проводятся разные судебные действия, расследования, делаются экспертизы. По достижении договоренности между странами полученные данные передаются представителям другого государства вместе с подозреваемым.

Несмотря на то, что с РФ сегодня заключили подобные соглашения более 350 стран, некоторые государства подобные договоренности пока не подписали. Здесь стоит упомянуть Швецию и США, Великобританию и Белоруссию, Польшу и Украину, Японию и Китай.

Существенные моменты и особенности экстрадирования

Главная особенность экстрадирования заключается в том, что распространяется данный порядок исключительно на людей, совершивших преступное деяние уголовного характера.

Читайте также:  Увольнение пенсионера: права, порядок увольнения в 2020 году, выплаты

Саму процедуру сложно назвать легкой, поскольку не все страны доверительно относятся к нашей системе правосудия, а посему предпочитают проверять представленные данные самостоятельно. Это требует дополнительного времени и средств.

Важным моментом является то, что если между странами подобное соглашение подписано, а обвинение в преступлении действительно серьезное и имеет неоспоримые доказательства, другая сторона не вправе отказать в выдаче скрывающегося лица. Более подробная информация представлена в видеоролике:

Условия для проведения экстрадирования

Стоит отметить, что речь идет не об обязанности, а о праве государства. В качестве обязательства данную форму можно рассматривать лишь при наличии двухстороннего соглашения о взаимном оказании помощи при расследовании уголовных преступлений.

Именно такой документ выступает определяющим при проведении процедуры, поскольку в нем зафиксированы все подробности и критерии.

Традиционно должно соблюдаться правило «двойной подсудности». Другими словами, преступление, за которое может быть запрошено экстрадирование, одинаково признается уголовным по закону в каждом государстве – участнике описываемого соглашения.

В этом документе также прописываются условия, при наличии которых преступник действительно может быть выдан представителям другого государства.

Отказать могут только по очень веским причинам, например, если после выдачи преступник будет подвергаться пыткам или неприемлемому унижению. В качестве основных пунктов, обязательных к исполнению, можно назвать следующие:

  1. Наличие между странами двухстороннего соглашения.
  2. Отсутствие гражданства у лица, которое подлежит выдаче.
  3. Наличие у виновного лица гражданства запросившей экстрадиции страны. При наличии двойного гражданства могут возникнуть серьезные проблемы.
  4. База с доказательствами того, что выдаваемый преступник действительно виновен, должна быть неоспоримой.
  5. Должны быть гарантии, что выданный преступник будет наказан без применения пыток и унижения.
  6. В каждом государстве за совершенное преступление предусматривается уголовное наказание.

При соблюдении всех этих условий экстрадиция вполне допустима и может быть инициирована представителями стран.

Вместо итогов

Подводя итоги своей заметки, я бы хотел сказать несколько выводов:

  1. Под эсктрадицией стоит понимать выдачу виновного в уголовном преступлении лица представителям другого государства.
  2. Такая форма взаимоотношений возможна лишь между странами, подписавшими двухстороннее соглашение.
  3. Чтобы инициировать выдачу преступника, необходимо, чтобы выполнялись определенные условия.
  4. Не все страны выполняют подобные условия, и без договора о сотрудничестве подобный запрос может быть удовлетворен только по желанию другого государства.

Экстрадиция: что это такое в уголовном праве

Источник: https://grazhdaninu.com/ugolovnoe-pravo/ekstraditsii.html

Где укрывают преступников? Понятие экстрадиции, список стран 2020 года без выдачи нарушителей закона в Россию и США

Чтобы уклониться от уголовного наказания, нарушители покидают страну, в которой ведется преследование. Для свершения правосудия государство должно вернуть преступника на родину. Одним из способов избежать судебного процесса является эмиграция преследуемого в те страны, откуда не осуществляется выдача преступников. Чтобы наказать виновного по закону, используется экстрадиция.

Что это такое: определение

Экстрадиция – это выдача преступника из государства, где он находится, государству, в котором он совершил преступление.

Экстрадицию вправе затребовать государство в случае, если:

  • преступник – это гражданин государства, подавшего запрос на выдачу;
  • иностранное лицо совершило преступление на его территории;
  • причинен ущерб непосредственно стране.
  • Текущие нормы международного права характеризуют экстрадицию как право, но не обязанность, если между странами не заключен соответствующий договор о взаимном сотрудничестве по борьбе с уголовными преступлениями.
  • Конституция Российской Федерации категорически запрещает экстрадицию своих граждан.
  • Выдача иностранцев и лиц без гражданства РФ возможна при наличии подписанных соглашений между заинтересованной стороной и Россией. Также в выдаче будет непременно отказано, если преступнику на родине после экстрадиции будет грозить:
  • смертная казнь;
  • пытки;
  • иные нечеловеческие условия содержания под стражей.

Виды и их классификация

Среди многочисленных международных и национальных законов можно провести черту и выделить общие признаки, которые характерны для большинства стран. Отсюда вытекает следующая классификация видов:

  • субъективная;
  • нормативно-правовая;
  • целевая;
  • регулятивная.

Субъективная экстрадиция подразумевает решения, вынесенные на основе гражданства подозреваемого, и включает в себя выдачу:

  • иностранных граждан;
  • граждан РФ;
  • лиц без гражданства;
  • лиц с двойным гражданством.

Нормативно-правовой аспект разделяет процесс по характеру взаимодействия на основе:

  • международных законов;
  • национальных законов;
  • взаимного сотрудничества.

Цели экстрадиции выражаются в:

  • свершении правосудия;
  • вынесении наказания;
  • отбывании наказания.

Регулятивный вид экстрадиции предполагает соблюдение взаимных прав и обязанностей и делится на:

  • экстрадицию нарушителя в страну, которая инициировала запрос;
  • экстрадицию преступника из страны по запросу другого государства.

Условия выдачи преступника

Экстрадиция применяется только в отношении лица, совершившего преступление из списка в договоре о взаимном сотрудничестве между странами. Главный критерий признания нарушителя виновным – принцип, при котором преступление влечет за собой наказание в обеих странах.

Выдача нарушителя, преступившего закон сразу в нескольких странах, регламентируется дипломатическими переговорами и международными соглашениями. Государство, запрашивающее экстрадицию, должно представить неопровержимые доказательства вины преступника. Если на родине нарушителю уже вынесен приговор, решение о выдаче принимается исходя из материалов дела.

Согласно Европейской конвенции от 1957 года запрещена выдача для последующего политического преследования. Такие лица поступают под защиту государства, откуда запрашивается экстрадиция. Гражданин, выданный по запросу, не должен подвергаться наказанию за преступления, не заявленные при запросе на выдачу.

В каких случаях возможна?

Выдача преступника возможна в случаях, если:

  • по закону нарушитель получит за преступление не менее одного года заключения или оно классифицируется, как особо тяжкое и подлежит уголовной юрисдикции;
  • выдаваемое лицо уже осуждено на срок не менее полугода на территории государства, не являющегося родиной преступника;
  • заинтересованное государство гарантирует, что нарушитель будет преследоваться и наказываться только за то преступление, которое указано на момент запроса;
  • заинтересованное государство гарантирует, что после освобождения из-под стражи выданный гражданин сможет беспрепятственно покинуть страну;
  • заинтересованное государство гарантирует, что правонарушитель не будет насильно выслан из страны или передан другому государству без разрешения страны, осуществившей экстрадицию.

Когда не предусмотрена?

В России запрос на выдачу не будет рассмотрен положительно, если:

  • нарушитель – это гражданин РФ;
  • запрашиваемому лицу предоставлено убежище в России;
  • преступник уже осужден на территории РФ или дело закрыто;
  • наличествуют законные препятствия для выдачи;
  • истек срок давности преступления;
  • Россия не признает содеянное нарушение преступлением;
  • преступление совершено на территории РФ или против ее интересов.

Порядок исполнения

Выдаваемое лицо вправе воспользоваться услугами адвоката по международным делам. Его опыт в подобного рода делах позволит избежать нарушений прав человека при передаче гражданина другому государству.

Для осуществления экстрадиции заинтересованному государству необходимо подать запрос в страну, где находится преступник. После этого в течение 40 дней начнется рассмотрение дела о выдаче. Государство, выдающее затребованное лицо, действует согласно следующим пунктам:

  • передает нарушителя прокуратуре по адресу пребывания;
  • избирает меру пресечения;
  • осуществляет экстрадиционную проверку;
  • принимает решение по выдаче;
  • выносит постановление;
  • уведомляет лицо о принятом решении;
  • передает лицо запросившему государству.

Согласно п. 6 ст. 462 УПК РФ гражданин вправе обжаловать решение не позднее 10 дней с момента уведомления его об этом.

Кассационная жалоба подается в срок до 7 суток от дня получения отказа. В ряде случаев Генеральная прокуратура может отсрочить экстрадицию или выдать лицо на определенное время для его участия в судебном процессе.

Вопрос в российском уголовном праве

  • П. 1 ст. 61 Конституции РФ запрещает экстрадицию граждан своей страны.
  • Согласно п. 2 ст. 63 Конституции РФ не выдаются граждане, совершившие преступления, которые не признаются таковыми на территории России, а также преследуемые по политическим мотивам.
  • Экстрадицию иностранных граждан и лиц без гражданства регулирует ст. 13 УК РФ.
  • Решение по вопросу об экстрадиции рассматривает генеральный прокурор или его заместитель в соответствии с п.7 ст. 462 УПК РФ.

Правовую основу помимо вышеуказанных документов составляют правовые акты и договоры международного масштаба. Россия имеет подписанные соглашения о сотрудничестве по вопросам выдачи с 65 странами. Совершить экстрадицию можно без наличия договора в рамках равноценного обмена между государствами.

Также не выдают своих граждан такие страны, как:

  • Япония.
  • Франция.
  • Беларусь.
  • Украина.
  • Китай.

А вот страны Евросоюза, напротив, охотно передают преступников в руки правосудия внутри объединения. Но при выдаче за пределы Союза они будут руководствоваться уже персональными обстоятельствами дела.

Когда могут отказать?

Основаниями для отказа в экстрадиции являются:

  • нарушения при подаче запроса;
  • отсутствие доказательств вины;
  • запрашиваемое лицо не является гражданином страны;
  • срок наказания не превышает 6 месяцев;
  • на родине нарушителю грозит смертная казнь или пытки;
  • условия содержания заключенных не соответствуют нормам международного права.

В случаях, когда заинтересованное в экстрадиции государство запрашивает выдать уже осужденное лицо для отбывания наказания на родине, основаниями для отказа могут послужить следующие условия:

  • преступник осужден за нарушения, которые не являются таковыми в родной стране;
  • наказание будет отменено на родине из-за срока давности или по решению суда;
  • между государствами не подписан международный договор о выдаче;
  • осужденное лицо живет в РФ на постоянной основе.

Государства, в которых нет этого понятия

Стоит оговориться, что стран, которые никогда не выдают преступников запрашивающей стороне, не существует.

Любое государство под давлением мирового сообщества рано или поздно осуществит экстрадицию нарушителя на родину. Вопрос заключается только в том, насколько активными будут действия заинтересованной державы.

Есть страны, которые из-за обостренных отношений с соседями или любой другой страной не осуществляют туда выдачу преступников. Но у них есть и партнеры или верховенствующие государства, с которыми налажен процесс экстрадиции по международным соглашениям и договорам.

Несмотря на все это существует ряд государств, от которых добиться выдачи практически невозможно. Так, например, ни при каких обстоятельствах не выдают своих граждан, если они не убийцы или члены ОПГ, следующие страны:

  • Великобритания;
  • Объединенные Арабские Эмираты;
  • Израиль;
  • Королевство Бутан;
  • Соломоновы Острова.

Схожей политики придерживаются самопровозглашенные и частично признанные страны. Они рассуждают так: раз их не признает мировое сообщество, то и разговора о выдаче преступников с их территории быть не может. К таким государствам относятся:

  • Острова Кука.
  • Остров Ниуэ.
  • Сахарская Арабская Демократическая Республика.
  • Свободный Кашмир.
  • Республика Косово.
  • Турецкая Республика Северного Кипра.

Где не отправят злоумышленника в Россию?

Российской Федерации нет смысла ждать выдачи преступника из стран, которые:

  • не являются участником международных конвенций о взаимном сотрудничестве;
  • не заключили с Россией договор о взаимной помощи в борьбе с международной преступностью;
  • не признают нарушение преступлением;
  • находятся в геополитической конфронтации с Россией.

К таким странам относятся:

  • США;
  • Канада;
  • Япония;
  • Китай;
  • Польша;
  • Швеция;
  • Литва;
  • Латвия;
  • Эстония;
  • Грузия;
  • Австрия;
  • Южная Корея;
  • Беларусь.

В каких государствах не выдадут преступника в США: список

Экстрадицию в США не осуществляют такие страны, как:

  • Россия;
  • Украина;
  • Беларусь;
  • Молдавия;
  • Армения;
  • Казахстан;
  • Узбекистан;
  • Китай;
  • Сирия;
  • Хорватия;
  • Черногория;
  • Босния и Герцеговина;
  • Азербайджан;
  • Грузия;
  • Киргизия;
  • КНДР;
  • Марокко;
  • Сербия;
  • Тунис;
  • Таджикистан.
Читайте также:  Кредитные карты с бесплатным обслуживанием и льготным периодом

Отличие от депортации

Термины экстрадиция и депортация означают схожие по смыслу действия – выселение человека из страны. Но при этом есть ряд условий, которые влияют на результат данного процесса.

Депортация — это принудительное изгнание иностранного гражданина или лица без гражданства, у которых закончились законные полномочия на пребывание в стране.

Для депортации не нужен запрос от другого государства. Решение о ней принимает миграционная служба страны. Если экстрадиция – это высылка из страны преступника, то депортация – тот же процесс, но по отношению к рядовому гражданину, находящемуся на территории страны нелегально.

Еще одно фундаментальное отличие заключается в том, что на родине депортируемый не будет подвержен преследованию и наказанию. За депортацию даже штраф не предусмотрен, а перелет оплатит государство, которое ее осуществляет. Правда, въезд в страну будет закрыт минимум на 5 лет. Общее между терминами в том, что депортация наравне с экстрадицией запрещена в отношении своих граждан.

Применение экстрадиции не гарантирует справедливого правосудия и снижения уровня международной преступности. Нередко она действенна только на бумаге, а на деле даже опасные преступники вольготно себя чувствуют на территории государства-укрывателя. Но в 2019 году в международном праве наметились положительные тенденции в этом направлении, которые позволят упростить процедуру выдачи.

Источник: https://vne-berega.ru/articles/1/chto-takoe-ekstradiciya.html

Экстрадиция в уголовном праве

Самостоятельную роль, но лишь в рамках реализации отдельных международных актов в борьбе с преступностью, отводит международному уголовному процессу В.П. Панов[15].

Ю.А. Решетов пишет, что «международное уголовное право является комплексной отраслью, включающей материальные и процессуальные нормы»[16]. Из этого следует, что выдача регулируется нормами указанного им права.

Приходится констатировать, что многовековое разделение уголовного и уголовно-процессуального права на самостоятельные отрасли в силу различий их функционального предназначения и механизма действия в настоящее время отечественные криминалисты игнорируют. Они склоняются к замене кодифицированного права судебными прецедентами с доминированием решений региональных международных судов.

Возражая против поглощения уголовного процесса в сфере уголовной юстиции уголовным правом, считаем, что принятие этой доктринальной идеи в Российской Федерации окажет негативное, разрушающее воздействие на всю правовую систему страны и, препятствуя развитию внутригосударственного права, приведет к постепенной замене национального законодательства иностранным. В уголовной юстиции нарушение суверенных прав государства может поставить страну в полную зависимость от других государств с более развитым законодательством. В сфере международных отношений она будет подконтрольным образованием, не способным защищать интересы российского государства и его граждан. Такой вывод базируется на анализе мировой и российской договорной практики по вопросам экстрадиции и оказания правовой помощи в уголовной сфере.

Вместе с тем большинство авторов признают выдачу как процессуальную деятельность, содержанием которой является совокупность общих и специально созданных уголовно-процессуальных процедур.

Если даже согласиться с тем, что выдача — институт уголовного права, то ее реализация и в этом случае требует производства процессуальных действий и непременной процессуальной регламентации взаимодействия с другими странами, что относится только к уголовному процессу.

С учетом мировой и отечественной практики полагаем, что выдача как процессуальная деятельность находится в сфере действия уголовно-процессуального права, поскольку правоотношения возникают при осуществлении государством уголовного преследования путем реализации национального уголовного права при расследовании преступлений, подпадающих под юрисдикцию этого государства. Правила выдачи являются регулятивным механизмом процесса взаимодействия самих государств на основе согласованных ими правил, но действие их имеет установленные договором пределы. Выдача — это процедура, согласно которой государство, под чьей юрисдикцией находится преследуемое лицо, совершившее преступление, запрашивает и получает его из страны, где это лицо скрывается, с целью привлечения к уголовной ответственности или исполнения наказания.

«Выдача, — пишет А.И. Бастрыкин, — это особый вид правовой помощи»[17]. Повторяя идею P.M.

Валеева[18], под общественными отношениями, возникающими по поводу выдачи, он понимает те отношения, «в которых проявляется взаимодействие не отдельных лиц, а государств друг с другом…

По своему функциональному содержанию они находятся вне пределов компетенции какого-либо государства и представляют собой предмет регулирования двух, нескольких или всех государств»[19].

В литературных памятниках XV века встречаются описания договоров о выдаче лиц, обвиняемых в совершении не только политических, но общеуголовных преступлений.

Постепенно договор как универсальное и самое древнее средство урегулирования правоотношений становится основой межгосударственного сотрудничества о выдаче и стабилизирует отношения государств, повышает их ответственность за согласованные обязательства.

Институт санкций к нарушителям не был разработан. Практически не предусмотрен он даже в современных международных актах.

В развитии выдачи огромную роль играет миграция населения, которая требует правового регулирования на международном уровне. Но и на современном этапе принятые в рамках ООН международные акты пока не имеют определенных обязывающих государства правил и каждая страна рассматривает возникающие проблемы с позиций собственных интересов.

Установление принадлежности выдаваемого лица к гражданству конкретного государства имеет ключевое значение при решении вопроса об экстрадиции. Но в древнем мире понятия гражданства не было. Процессуальное положение людей во все периоды эволюции общественных отношений имело множество различий и критериев оценки.

Наиболее значимым был имущественный ценз, ставший основой для деления на сословия. Разделялись люди на рабов и господ и по другим признакам. Положение беглых, в частности беглых преступников, единого правового решения не имело.

Эта проблема существует и в настоящее время, особенно в отношении беглецов, имеющих два и более гражданства, апатридов, не являющихся гражданами какого-либо государства, а также натурализованных.

Миграционные законы практически всех стран постоянно меняются в сторону ужесточения правил натурализации и непризнания гражданства никакого государства при наличии у одного и того же лица гражданства нескольких государств в момент решения вопроса о его выдаче. Гражданство тесно связано с убежищем и правом государства на уголовное преследование скрывающегося от уголовной ответственности лица.

В настоящее время российский законодатель под влиянием Конституционного суда РФ фактически отменил ограничения по натурализации и ввел ряд дополнительных льгот многочисленным категориям граждан бывшего СССР для приобретения гражданства. Американские миграционные законы, наоборот, ужесточены, и к нарушителям порядка пересечения границ США применяются непререкаемые правила о выдворении.

Следует отметить, что право убежища как в древности, так и в средние века, в период формирования феодальных отношений, отражало в основном интересы правящего класса. Право убежища как публичный институт возникло из права внутреннего убежища, когда преследованию подвергались только несвободные лица.

Экстрадиционная деятельность в России имеет свою историю и специфику создания регламентирующего выдачу законодательства и его базиса — национального и международного права.

На всех этапах истории Руси ее народы объединяли общие интересы, что обусловило устойчивость связей удельных княжеств между собой, а затем и с церковью, как самостоятельным субъектом внутригосударственных и международных отношений. Указанный фактор определял необходимость сотрудничества, совершенствования форм взаимодействия и реализации согласованных усилий.

Постоянное изменение границ владений Древней Руси, слияние княжеств, переход их под юрисдикцию иноземных правителей все это сказывалось на специфике развития законодательства этих территорий. Происходило взаимопроникновение правовых норм. Одни из них оставались внутренними, другие признавались международными, а невостребованные прекращали свое существование.

В литературных источниках упоминается о трех международных договорах Руси с Византией. В Повести временных лет говорится о договоре с Византией князей Игоря (945 г.) и Святослава (971 г.), в которых предусматривалась выдача[20].

Наиболее известен договор киевского князя Олега 911 г. Статья 5 этого документа содержит ссылку на «закон русский», что свидетельствует о наличии права в Древней Руси и действии его во внешней политике Киевского государства.

Согласно этому договору русские, совершившие преступления в Византии, должны быть выданы для наказания отечеству, а греки — отосланы в Византию. Такое же правило записано в договоре Новгорода с немцами (конец XII века)[21].

М.Ф. Владимирский-Буданов пишет и о договорах Руси с греками 907, 945 и 972 гг., в которых преобладали русские нормы[22].

Выдающееся значение в развитии отечественного и зарубежного законодательства имеет Русская Правда.

Первая Русская Правда — уставы князя Ярослава (1019-1054 гг.) имела положение, согласно которому споры между иноверцами и иностранцами были неподсудны церковной юрисдикции (ст. 3). Данное положение явилось основой международного договора князя Ярослава Владимировича с немцами в 1189- 1199 гг.[23]

Правда Ярославичей была принята в 1072 г. на съезде удельных князей как глав самостоятельных государств, что по современной оценке придает ей характер международного документа.

Содержащиеся в разных редакциях Русской Правды установления великих князей, введенные для охраны администрации княжеского дома, положили начало законодательным привилегиям, широко распространенным в современном международном праве, а также уголовном, уголовно-процессуальном и ином внутреннем законодательстве государств.

Русская Правда содержала множество процессуальных норм. Разрешение споров судом было характерно для Древней Руси и обусловило развитие судопроизводства на всех этапах эволюции государства, определило значение процесса для всех отраслей права и его место в правовой системе как необходимого механизма для внутренних и международных общественных отношений[24].

Краткая редакция Русской Правды представляла собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение положения уголовного, гражданского права и процесса, элементы международного права.

Статья 11 Краткой редакции Русской Правды регламентировала ответственность за укрывательство иностранцами сбежавшего от хозяина челядина и устанавливала уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные правила судебного разбирательства.

Эти нормы предшествовали формированию процедурных правил для экстрадиции в будущем. Позднее они были распространены на всех подданных Руси Пространной Правдой (ст. 26).

Источник: https://mirznanii.com/a/33897-3/ekstraditsiya-v-ugolovnom-prave-3/

Выдача преступников (экстрадиция)

В
общем виде в УК России урегулированы
вопросы экстрадиции — выдачи лиц,
совершивших преступление вне пределов
Российской Федерации (см. ст.13 УК России),
за исключением собственных
граждан, которые выдаче не подлежат
.

  • В практике
    международных отношений, связанных с
    борь­бой с преступностью, серьезное
    значение имеет проблема вы­дачи
    преступников, совершивших преступления
    на территории одного государства, но
    находящихся на территории другого.
  • Выдача
    преступников

    — это передача преступника госу­дарством,
    на территории которого он находится,
    другому го­сударству для суда над ним
    или для применения к нему нака­зания.
  • Вопросы
    выдачи преступников непосредственно
    связаны с проблемой предоставления
    убежища иностранцам, преследуе­мым
    в другом государстве.

Проблемы
выдачи преступников и предоставления
убежища возникли еще в древности и
неоднозначно решались в различные
исторические периоды. Особенно остро
эти вопросы стояли
в
период холодной войны между государствами
двух систем.

Читайте также:  Быстрый займ на карту сбербанка онлайн безотказно, без паспорта

В
современном международном праве
утвердилась позиция, что убежище может
предоставляться только лицам, совершившим
политические преступления в другом
государстве. Лица, совершившие
общеуголовные преступления, не мог
пользоваться правом убежища. Вместе с
тем имеем обратного порядка прецеденты:
Закаев – Березовский.

Конституция
РФ содержит принципиальные положения
о выдаче преступников и предоставлении
права убежища. Так, ст. 61 Конституции
говорится, что «гражданин Российской
Федерации не может быть выслан за пределы
Российской Федерации или выдан другому
государству». Положение о выдаче
преступников включено в Российское
уголовное законодательств впервые.

В
соответствии с Конституцией в ч. 1 ст.
13 УК указано: «Граждане Российской
Федерации, совершившие преступление
на территории иностранного государства,
не подлежат выдаче этому государству».

Позиция
о невыдаче своих граждан другому
государству для привлечения к
ответственности разделяется многими
со­временными государствами. Набивший
оскомину пример с требованием
Великобритании о выдаче гр. России
Лугового по так называемому делу
Литвиненко.

Что же касается
иностранцев или лиц без гражданства,
то вопрос об их выдаче решается на основе
международные договоров о юридической
помощи или путем дипломатический
переговоров. В борьбе с преступлениями,
признаваемыми всеми государствами,
действует принцип: «Выдать или наказать».

До
настоящего времени не потерял актуальности
вопрос о выдаче военных преступников
второй мировой войны, совершивших тяжкие
злодеяния на оккупированных территориях.
(В УК РФ последние ст. этому посвящены).

Толкование уголовного закона. (5 вопрос)

  1. Применение
    уголовного закона предполагает точное
    знание его смысла и содержания, что
    сопряжено с его толкованием.
  2. Толкование
    закона

    — уяснение и разъяснение смысла и
    содержания закона в целях его применения
    в точном соответствии с волей законодателя.

  3. Как
    бы не был закон просто и ясно написан,
    уяснить его смысл нельзя без вдумчивого
    и кропотливого исследования текста,
    без уяснения значения терминов,
    употреблённых законодателем.

  4. Толкование
    уголовного закона подразделяется
    на виды

    в зависимости от юридической силы,
    субъектов, приемов (способов) и объема
    толкования.
  5. По
    юридической силе

    выделяют толкование:
  6. легальное
    — даваемое специально уполномоченными
    органами.

  7. В
    свою очередь, легальное
    толкование, в зависимости от субъекта,
    его осуществляющего, подразделяется
    на:
  8. аутентичное
    — даваемое органом, издавшим закон;
  9. судебное
    — даваемое судом (по конкретному делу —
    каузальное,
    Верховным Судом Российской Федерации
    в порядке руководящих разъяснений —
    нормативное).

доктринальное
(научное
)
— осуществляемое неофициальными лицами,
учреждениями (научно-педагогическими
работниками, вузами, научно-исследовательскими
учреждениями и т.д.);

  • По
    объему

    различают толкование:
  • буквальное
    — в точном соответствии с содержанием
    и формой закона;
  • ограничительное
    — в более узком объеме, чем это следует
    из его буквального содержания;
  • расширительное
    — в более широком объеме, чем это следует
    из его буквального содержания.
  • По
    способу

    могут быть следующие виды толкования:
  • грамматическое
    (филологическое)

    — основанное на использовании правил
    грамматики, синтаксиса, этимологии;
  • систематическое
    — основанное на сопоставлении толкуемой
    нормы с содержанием других норм уголовного
    или иного закона;

историческое
— основывается на сопоставлении
анализируемой нормы с действовавшей
ранее либо на изучении материалов и др.
источников информации о целях, причинах
и условиях ее принятия.

логическое
— основывается на законах логики. (Не
все учёные относят его к самостоятельному
виду толкования, например профессор
А.И. Игнатов считает, что все методы
толкования должны основываться на
законах логики и быть логичными. Поэтому
логический подход при толковании не
является самостоятельным методом, а
используется во всяком случае толкования.

Облегчение
толкования уголовного закона при его
практическом применении достигается
повышением уровня
законодательной техники
,
которая предполагает точность
формулировок, ясность языка, чёткое
разграничение понятий, использование
понятных терминов или объяснение
терминов, которые могут вызвать
неоднозначное понимание.

Источник: https://studfile.net/preview/4062770/page:11/

Что такое экстрадиция?

Экстрадиция — это инструмент правовой взаимопомощи государств. Логика проста: если гражданин совершил преступление в своей стране и пытается избежать наказания, скрываясь в другой, то такое государство вправе выдать нарушителя по запросу пострадавшей стороны.

При этом выдача возможна только в строго определенных случаях и в отношении конкретных преступников. Нельзя просто так взять и экстрадировать человека, основываясь на голословных (пусть и официально предъявленных) обвинениях.

Все нарушения должны быть подтверждены и доказаны — только тогда возможна экстрадиция.

И еще — абсолютно все имеют право на юридическую помощь и защиту. Неважно, справедливы ли обвинения в адрес иностранного гражданина.

Если он (или вы) попал в ситуацию, когда ему грозит экстрадиция, адвокат потребуется незамедлительно.

Слаженная работа со специалистом облегчит ситуацию и, возможно, приведет к смягчению или даже снятию обвинений (если они действительно были безосновательны) и отказу в экстрадиции.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно: оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 4 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Что означает и как регулируется экстрадиция

Для граждан России первостепенными являются законы Российской Федерации.

Российских правонарушителей судят по внутренним нормативно-правовым актам, наказание и его исполнение также основываются на кодексах и законах РФ.

Но что же делают с иностранным гражданином или человеком, не имеющим гражданства, в случае совершения им уголовного преступления? Нарушителя выдают в ту страну, гражданином которой он является — экстрадируют.

Экстрадиция — это выдача преступников. В русской правовой терминологии понятие «экстрадиция» не применяется. У нас речь идет именно о выдаче лица, совершившего преступление (ст. 13 УК РФ). Суть этих понятий едина, и подразумевает она передачу иностранного гражданина, совершившего преступление, под правовую ответственность той страны, на территории которой зафиксировано правонарушение.

Другой вариант — экстрадиция в родную страну преступника с целью осуждения и приведения в исполнение приговора по законам родины правонарушителя. Выдача касается только тех людей, которые совершили уголовные преступления. Административные и гражданские нарушения не являются основанием для экстрадиции.

Выдача преступников проводится при строгом соблюдении внутренних правил и законов. Во-первых, экстрадиция — это право, а не обязанность сторон.

Государство вполне может отказать в выдворении правонарушителя, если сочтет запросы принимающей стороны неправомерными и незаконными. Во-вторых, есть серьезное ограничение. Большинство стран не выдает своих граждан.

Правонарушителей судят и наказывают по своим законам. Касается это и Российской Федерации.

Если в Россию поступит запрос об экстрадиции русского гражданина, то запрашивающая сторона получит однозначный отказ — нарушителя будут судить по законам РФ. Выдача российского гражданина — это прямое нарушение Конституции Российской Федерации (ст. 61 Конституции РФ). Если же россиянин совершает уголовное преступление за пределами РФ, то наша сторона потребует его экстрадиции. Отвечать за свои противоправные действия нарушитель будет уже в России (ст. 12 УК РФ).

Экстрадиция существует в рамках правовой помощи стран. Это подтверждает право, а не обязанность сторон выдавать преступников. Свободная выдача возможна только в случае заключения соответствующего двустороннего соглашения между сторонами или же участия в международной конвенции.

У России такие соглашения заключены с 65 государствами. Если между странами нет договоренности об экстрадиции, то выдача производится по запросу и только после того, как экстрадирующая сторона тщательно изучит материалы дела.

Более того, для выдачи необходимо соблюдение определенных условий:

  • правовое — двух- или многостороннее соглашение о правовой помощи;
  • очевидное — преступление совершено на территории государства, требующего экстрадицию;
  • логичное — тождественность преступления для всех сторон («двойная подсудность»).

Вывод таков: экстрадировать можно только иностранных граждан, которые совершили преступление в стране, требующей выдачу правонарушителя.

Причем рассматриваются преступления государственного характера, а не частные обвинения. Страны, участвующие в экстрадиции, соблюдают принцип «двойной подсудности».

Это значит, что преступления, совершенные в одном государстве, должны классифицироваться как преступления и в другом.

И еще один (очень важный) нюанс: гарантия неприменения смертной казни. В России смертная казнь запрещена, поэтому к преступникам, выдаваемым российским государством, применять такую меру наказания нельзя. Если же в обменивающихся странах мораторий снят, то применять подобное наказание не запрещается.

Каков порядок экстрадиции иностранного гражданина

Экстрадиция возможна только тогда, когда вина преступника доказана. Это значит, что запрашивающая сторона должна предоставить все подтверждения и доказательства совершения преступления.

Если же правонарушитель уже был осужден за преследуемое деяние, то основанием для выдачи будет вынесенный приговор.

Не допускается экстрадиция тех лиц, вина которых не была доказана и которые подвергаются безосновательному преследованию и ограничению свободы.

Есть законные основания, по которым российские органы могут отказать в экстрадиции. Вот основные причины:

  • страна требует выдачи правонарушителя, который не является ее гражданином;
  • нарушителю предъявляется частное (а не государственное) обвинение;
  • прошел срок давности по нарушению;
  • гражданина нельзя привлечь к уголовной ответственности;
  • РФ (или любая другая страна) предоставила убежище обвиняемому человеку.

Как же проходит сама процедура? Есть два направления экстрадиции — выдача жителей России для судебных разбирательств внутри страны и выдворение иностранных граждан (и лиц без гражданства) для наказания в рамках правого поля другого государства.

Более того, разделяют и действия исполнителей в зависимости от цели экстрадиции. Российские органы экстрадируют нарушителей как для возбуждения уголовного дела и осуждения, так и для исполнения наказания иностранным гражданам, уже осужденным в России.

Во втором случае подразумевается, что отбывать наказание преступник будет в своей стране.

Решение о выдаче правонарушителя принимает Генеральный прокурор РФ или же его заместитель (ст. 462 УПК РФ). Сама процедура проходит так:

  1. В Генпрокуратуру приходит запрос на выдачу гражданина, нарушившего закон. Такое прошение действует 40 дней (суток) с того момента, как преступник был задержан.
  2. Правонарушителя переводят в территориальную прокуратуру.
  3. Правоохранители избирают меру пресечения.
  4. Специалисты прокуратуры изучают дело и проверяют возможность выдачи нарушителя в другую страну. Этот процесс называется экстрадиционная проверка.
  5. Орган прокуратуры принимает положительное или отрицательное решение о выдворении. Если решение положительное, то выносится соответствующее постановление.
  6. Прокурор информирует заключенного о том, что его экстрадируют.
  7. Нарушителю дается 10 дней на обжалование решения о выдаче.

Передача правонарушителя принимающей стороне производится только по поручению Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Исполнители, в свою очередь, ждут решения от Генерального прокурора РФ.

В некоторых случаях возможна отсрочка выдачи (недостаточно доказательств для признания вины) или же временная экстрадиция.

Выдача преступника производится не навсегда, а лишь для участия в следственных экспериментах или в судебном процессе.

  • Источники:
  • О невозможности экстрадиции российских граждан
  • О выдаче лиц, совершивших преступление
  • О действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации
  • Об исполнении запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/chto-takoe-ekstraditsiya/

Ссылка на основную публикацию