Хомяков Алексей Степанович: талантливый исследователь и его научные достижения

липицы усадьба хомяков О селе

Сочинения

Философские и богословские произведения

  • Несколько слов о «Философическом письме» (1836)
  • Церковь одна (1838)
  • О старом и новом (1839)
  • Опыт катехизического изложения учения о Церкви (1840-е)
  • Мнение иностранцев об России (1845)
  • Мнение русских об иностранцах (1846)
  • О возможности русской художественной школы (1847)
  • По поводу статьи И. В. Киреевского “О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России” (1852)
  • Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях (1853)
  • Об общественном воспитании в России (около 1858)
  • О современных явлениях в области философии (1859)
  • К Сербам. Послание из Москвы (1860)
  • Семирамида (незавершенная работа)

Стихотворения

  • Бессмертие вождя (1824)
  • Орел (1832)
  • Мечта (1834)
  • России (1854)
  • На перенесение Наполеонова праха (1840)
  • Раскаявшейся России
  • Тебя призвал на брань святую… (1854) и др.

В 1900 году издательством “Университетская типография” опубликовано полное собрание сочинений А.С. Хомякова в 8 томах.

Благовещенская церковь – Богородицкая церковь

Местоположение: Московская область, Серпуховский р-н, д. Липицы

Тип памятника: Памятник церковной архитектуры

Липицы расположены на правом берегу Оки, на высоком холме. Известны по документам с XVI века. Название, по-видимому, говорит о наличии в то время в окрестностях селения липовых лесов. В 1702 году Пётр I пожаловал Липицы своему сподвижнику Г. И. Головкину, который начал строить там каменную церковь.

Гавриил (Гаврила) Иванович Головкин (1660–1734) приходился дядей и крёстным отцом царице Наталии Кирилловне. С 1677 года он состоял при царевиче Петре Алексеевиче сначала стольником, позднее – верховным постельничим. Сопровождал государя в его первом заграничном путешествии – Великом посольстве, работал с ним на верфях Саардама. С 1706 года Г. И. Головкин возглавлял Посольский приказ, в 1707 году был пожалован титулом графа Римской империи. В 1709 году Пётр I впервые в России даровал Головкину высший гражданский чин государственного канцлера, который тот сохранял до смерти.

При Екатерине I Головкин был членом Верховного тайного совета, при Анне Иоанновне – членом Кабинета министров.

Церковь в Липицах по форме представляет собой крупный двусветный четверик с гранёной апсидой и трапезной. Имеет два придела –Троицкий и Никольский

Обращает на себя внимание некоторая упрощенность и суровость архитектурного решения постройки. Колокольня сооружена в 1853 году в псевдорусских формах.

Внушительные размеры церкви породили местную легенду, что Головкин начал строить каменный дом, но, когда он не понравился, решил переделать строение в церковь. Однако планировка здания имеет явно культовый характер.

После смерти графа Г. И. Головкина Липицы унаследовал его сын граф Михаил Гаврилович, при котором в 1735 году церковь была освящена во имя Благовещения Богородицы.

Младший из трёх сыновей канцлера от брака с Домной Андреевной Дивовой, граф М. Г. Головкин (1705–1775) в 1712 году указом Петра I был отправлен за границу для получения образования, по возвращении в Россию пожалован в сержанты гвардии. В 1722 году М. Г. Головкин женился на княжне Екатерине Ивановне Ромодановской, дочери сподвижника Петра I «князя-кесаря» Ивана Фёдоровича Ромодановского и Анастасии Фёдоровны, урождённой Салтыковой, родной сестры царицы Прасковьи Фёдоровны, вдовы Ивана V. В петровское царствование М. Г. Головкин исполнял ряд дипломатических поручений царя, в том числе обязанности посланника при прусском дворе.

Императрица Анна Иоанновна при восшествии на престол в 1730 году пожаловала поддержавшего её М. Г. Головкина сенатором и назначила главным директором Канцелярии монетного правления и денежных дворов. В короткое правление Анны Леопольдовны Головкин, назначенный вице-канцлером и кабинет-министром, имел значительное влияние. Однако сразу по воцарении Елизаветы Петровны М. Г. Головкин был арестован, обвинён в государственной измене, заключён в Петропавловскую крепость, предан суду и в 1742 году сослан на «вечное поселение» в Якутию, где и скончался. Ссылку Головкина разделила последовавшая за ним жена. После смерти мужа графиня Е. И. Головкина вернулась в Москву, привезя с собой прах мужа, который был похоронен в Георгиевском монастыре (упразднён в 1813 году).

Есть основания предполагать, что при М. Г. Головкине в Липицах была основана усадьба. Среди последующих её владельцев известен С. Н. Коншин (1863–1911), сын крупного серпуховского фабриканта, построивший в Липицах конный завод.

Благовещенская церковь закрыта в 1930-х годах, тогда же лишилась венчающей части. Здание использовалось под клуб и спортивную школу.

Церковь передана епархии и возобновлена в 1998 году. В начале 2000-х годов четверик надстроен восьмериком, сооружена колокольня. В отсутствие исторической документации о первоначальном облике здания оно восстанавливается по аналогам. В процессе реставрации за деревянными потолками встроенных этажей спортивной школы обнаружились почти полностью сохранившиеся росписи главного свода церкви. В 2002 году церковь, признанная памятником местного значения, взята под охрану государства.

От усадьбы сохраняется большой парк с прудами, который начинается от церкви и спускается к пойме Оки.

Литература

Разумовский Ф. В. На берегах Оки (от Серпухова до Каширы). М., 1988. С. 26–30.

Стерлина В. В., Чижков А. Б., Лотарева Б. Б., Писанова А. А., Леонова Е. А. Подмосковные усадьбы: Каталог с картой расположения усадеб. М., 2018. С. 260.

Бокарёв А. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Липицах // Храмы России . URL: http://www.temples.ru/card.php?ID=5093 (дата обращения: 27.11.2020).

Литература

  • Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков, 1912
  • Бердяев Н.А. Хомяков, как философ, 1904
  • Бердяев Н.А. Хомяков и свящ. Флоренский, 1917
  • Ведерников А. Идея Церкви в сочинениях А.С. Хомякова, 1954
  • Владимиров Л.А. Алексей Степанович Хомяков и его этико-социальное учение, 1904
  • Егоров Б.Ф. А.С.Хомяков – литературный критик и публицист, 1988
  • Епископ Григорий (Граббе Ю.П.). А.С. Хомяков и его богословские взгляды
  • Завитневич В.З. Алексей Степанович Хомяков (т. I,1902; т. II, 1913)
  • Керимов В.И. Историософия А.С. Хомякова, 1989
  • Козлов А.А. Алексей Степанович Хомяков, 1860
  • Кошелев В.А. Пушкин и Хомяков, 1987
  • Лурье В.М. Догматические представления А.С. Хомякова
  • Лясковский В. Алексей Степанович Хомяков. Его жизнь и сочинения, 1907
  • Муравьев Вл., А. С. Хомяков, 1988
  • Святополк-Мирский Д. П. Славянофилы (Хомяков. Киреевский)
  • Скобцова Е.А. А.С. Хомяков, 1929
  • Тарасов Б.Н. А. С. Хомяков – мыслитель, поэт, публицист, 2007
  • Флоренский П.А. Около Хомякова: критические заметки, 1917
  • Хоружий С.С. Алексей Хомяков и его дело.
  • Хоружий С.С. Хомяков и принцип соборности // Богословские труды. Вып. 37.
  • Щеголев П.Е.Хомяков Алексей Степанович, 1903

Использованные материалы

  • История мировой философии: учеб. пособие/ А.И. Алешин, К.В. Бандуровский, В.Д. Губин и др.; под. ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – М., 2007
  • Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. -СПб,2010
  • Михаил Тюренков. “Алексей Хомяков: философ русской самобытности”

  • Игорь Артёмов. “Алексей Степанович Хомяков”

  • Валерий Алексеев. Страницы Москвы – Богучаровские страницы

  • Биография на сайте Хронос

  • Елена Шкурская. “Блажени алчущии и жаждущии правды”

  • Историко-культурный журнал “Русское наследие”, 2004, № 71

  • Церковь одна: Хомяков и Гоголь

  Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 29.

  Борис Тарасов. А. С. Хомяков: взгляд на человека и историю. (1804-1860. Из наследия главы славянофильского движения.) Историко-культурный журнал “Русское наследие”, 2004, № 71.

  Зернов Н.М.Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. -СПб,2010, с.134-135

  Церковь одна: Хомяков и Гоголь.

  Зернов Н.М.Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. -СПб,2010, с.117

Образование

А.С. Хомяков получил основательное домашнее образование

Особенное внимание обращено было на языки: французский, немецкий, английский и латинский. Последнему его учил французский эмигрант, аббат Boivin

О фантастической способности А.С. Хомякова к языкам говорят многие исследователи. По расчетам одних, Хомяков владел более 20 иностранными языками, другие считали за 30. Он постоянно работал над собой и совершенствовал свои и без того огромные познания. Бесподобные знания позволили Алексею Степановичу доказать соответствие русского языка с санскритским, то есть с литературным языком древней и средневековой Индии.

В г. семья переехала в Санкт-Петербург. 11-летнему Хомякову Санкт-Петербург показался языческим городом. В Санкт-Петербурге Хомякова учил русской словесности драматический писатель Жандр, друг Грибоедова.

Образование Хомякова закончилось в Москве, где по зимам жили его родители после отъезда из Санкт-Петербурга ( – ).

Описание:

Телефон:Адрес:Проезд:Режим работы:*Входная плата:*Интернет:

афиша, события и экскурсии

Памятные даты и ежегодные мероприятия:    дата основания – 01.10.1987     дата открытия   – 15.01.1995

    18 мая – День музеев
    15 января – День рождения А.С.Грибоедова
    5 июня – День памяти адмирала П.С.Нахимова

Описание:    Музей-заповедник “Хмелита” – синтез уникалных архитектурных, мемориальных, исторических и природных памятников. В его составе – усадьбы XVIII века, связанные с пребыванием здесь А.С.Грибоедова, усадьба Городок – место рождения адмирала П.С.Нахимова. Центром музея-заповедника является родовое имение Грибоедовых Хмелита, в которой автор комедии “Горе от ума” провел свои детские и отроческие годы. Эти хмелитские впечатления от быта, нравов и характеров обитателей Хмелиты и их гостей отразились в его творчестве, прежде всего в “Горе от ума”.

    Усадьба Хмелита имеет и самостоятельную историко-культурную ценность как выдающийся памятник русского барокко. В главном доме-дворце существует единственный в России музей А.С.Грибоедова с монографической историко-литературной экспозицией “А.С.Грибоедов и его время”.

    В 2002 году_открыт музейно-мемориальный комплекс, посвященный адмиралу Нахимову, куда вошли усадьба Городок, родина Павла Степановича Нахимова, погост Спас-Волжинский , в церкви которого он был крещен и музей, единственный в России, посвященный герою Синопа и Крымской войны адмиралу П.С. Нахимову

Здание(я):    Памятник архитектуры сер. XVIII века федерального значения, построенный неизвестным архитектором в стиле елизаветинского барокко. Парадный фасад оформлен ризалитами, 3-четвертными колоннами на высоких постаментах, узким балконом и т.д., а парковый украшен овальной лестницей. В состав усадьбы входят флигели и Казанская церковь 1759 года.

Основатель: Кулаков Виктор Евгеньевич (1944 г.р.)

Основные экскурсии:    А.С.Грибоедов и его время    История усадьбы Хмелита
Дополнительные услуги:Образовательные услуги:Туристические маршруты:Местные достопримечательности:

профессионалу

Основные должностные лица:*Тел. дирекции:Адрес дирекции:Даты открытия и основания:Бюджетный статус:Организационно-правовая форма:Тип организации:Классификация организации:Площади организации:Количество сотрудников:Среднее кол. посетителей в год:В структуре организации имеются:Вышестоящая организация:Членство в организациях:Организации партнеры:Спонсоры, меценаты и грантодатели:Единиц хранения:

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:    Редкая книга и рукописные списки “Горя от ума”- 3548 ед. хр.     Коллекция афиш грибоедовских спектаклей – 820 ед. хр.     Коллекция известного исследователя жизни и творчества А.С.Грибоедова П.С.Краснова – 672 ед. хр.     Коллекция иконографии А.С.Грибоедова – 65 ед. хр.    наиболее интересные предметы фондов

Выездные и обменные выставки:

Издания, выпущенные организацией:    А.С.Грибоедов. Хмелитский сборник. – Смоленск, 1998.     Грибоедов о Пушкине. Хмелитский сборник. Вып. 2. – Смоленск, 2000.     Русская усадьба на пороге ХХI века. Хмелитский сборник. Вып. 3. – Смоленск, 2001.     Волков из рода Волковых. Н.Вуколов. Хмелитский сборник. Вып. 4 – Смоленск, 2001.
www.museum.ru

Военная служба. Декабристы

Когда в году началось восстание против турецкого ига в Греции, юный Хомяков, учившийся в Московском университете и получивший там степень кандидата математики, обзавелся фальшивым паспортом, накопил денег, купил нож и отправился на помощь угнетенным, однако был вскоре задержан и возвращен домой.

Так и не став ученым-математиком, молодой кандидат наук поступил на военную службу. С г. по г. он на военной службе: сначала в Астраханском кирасирском полку, в Херсонской губернии, а затем в лейб-гвардии Конном полку, в Санкт-Петербурге.

Вот что писал его командир:

«…образование его было поразительно превосходное. Какое возвышенное направление имела его поэзия. Он не увлекался направлением века к поэзии чувственной. У него все нравственно, духовно, возвышенно. Ездил верхом отлично, прыгал через препятствия в вышину человека. Обладал силою воли не как юноша, но как муж, искушенный опытом. Строго исполнял все посты по уставу Православной Церкви, в праздничные и воскресные дни посещал все богослужения. В то время уже было значительное число вольнодумцев, многие глумились над исполнением уставов Церкви, утверждая, что они установлены для черни. Но Хомяков внушил к себе такую любовь и уважение, что никто не позволил себе коснуться его верования. Впрочем, он был выше мелкого чувства ложного стыда, и жалкие насмешки не волновали бы его. Хомяков не позволял себе вне службы употреблять одежду из тонкого сукна, даже дома, и отвергал позволение носить жестяные кирасы вместо железных, полупудового веса, несмотря на малый рост и с виду слабое сложение. Относительно терпения и перенесения физической боли обладал он в высшей степени спартанскими качествами»

Один из современников вспоминал:

“”.

В году Хомяков вышел в отставку и уехал за границу (Париж, Италия, Швейцария, Австрия).

В Париже он с увлечением занимался живописью, писал историческую драму “Ермак”. Но к Парижу оставался холоден, Францию воспринимал как средоточие всех отрицательных сторон западноевропейской цивилизации. В одном из писем домой, относящихся ко времени его пребывания в Париже, Хомяков мимоходом упоминает, что он строго соблюдает правила Великого поста.

Интересные факты

Однажды, в детстве, читая по-латыни средневековую папскую буллу, Хомяков обнаружил грамматическую ошибку и в разговоре с воспитателем подверг сомнению доктрину о папской непогрешимости; иначе каким образом в официальный документ могла вкрасться ошибка? Мальчику было строго выговорено за столь непочтительное отношение к религиозным убеждениям своего учителя. В этом эпизоде уже проявились некоторые черты будущего идеолога славянофильства: способности к языкам, интерес к истории и любовь к дискуссиям

Биографы А.С.Хомякова описывают, например, такой удивительный факт из его жизни. Один преступник, совершивший немало злодеяний, а впоследствии раскаявшийся и воцерковившийся, рассказал о том, что его подтолкнуло к этому шагу. Однажды он задумал ограбить барскую усадьбу в Тульской губернии. Несколько дней он прятался в лесу и следил за распорядком жизни обитателей усадьбы. В конце концов наметил ночь, в которую намеревался совершить свое преступление. Как он сам говорил впоследствии, он не остановился бы перед “душегубством” (убийством), если бы кто-то попытался помешать ему совершить намеченное. Ближе к ночи преступник подобрался к дому и спрятался в саду среди деревьев. Он ждал, пока обитатели дома улягутся спать. Постепенно одно за одним гасли окна большого дома. Только в одном из них продолжал гореть неяркий свет. Разбойник подкрался к дому и заглянул в окно: в комнате горела свеча, и средних лет бородатый мужчина, стоя на коленях, молился перед иконами. “Подожду еще”, – решил разбойник и ушел в сад. Но бесплодным было его ожидание. Всю ночь в окне горел свет, и молитва мужчины спасла обитателей дома от грабежа, а может быть, и от более тяжкого преступления. Летняя ночь коротка. На рассвете разбойник ушел из сада и образ человека, всю ночь возносившего молитвы к Богу, неотступно стоял перед его глазами. Впоследствии, по описанию места, где находилась барская усадьба и внешности человека, всю молившегося перед иконами, было с абсолютной точностью установлено: человеком этим был Алексей Степанович Хомяков.

Н.В. Гоголь был очень близок к семье Хомяковых и даже был крестным отцом их сына.

Будучи Председателем Общества Любителей Российской Словесности (избран в 1850-х годах) Хомяков принимал в члены общества Льва Толстого.

А.С. Хомяков изобрёл дальнобойное ружье и новую паровую машину, получившую патент в Англии, занимался винокурением, сахароварением и гомеопатическим лечением, успешными поисками полезных ископаемых в Тульской губернии, проектами улучшения благосостояния жителей Алеутских островов и созданием хитроумных артиллерийских снарядов в период Крымской войны.

Единственный дошедший до нас беллетристический текст, принадлежащий перу А.С. Хомякова, – переложение повести Диккенса “Рождественская песнь в прозе” (“A Christmas carol in prose”), под названием “Светлое Воскресенье” . Действие повести перенесено в Россию с ее характерными приметами, праздник Рождества заменен православным праздником Пасхи – Светлого Христова Воскресенья. Книга увидела свет в 1844 году, получила известность и надолго стала книгой для детского чтения.

Мемуарист Д.Н. Свербеев о А.С. Хомякове:

Поэт, механик и филолог,

Врач, живописец и теолог,

Общины русской публицист

Ты мудр, как змий, как голубь чист.

Rate article