Липицкая битва: кровавая расплата новгородцев с суздальцами

О селе

Основные военные действия

Силы коалиции князей во главе с Мстиславом Удатным и Константином Всеволодовичем заняли города Тверь, Кснятин, Переславль-Залесский, осадили Юрьев, который стоял на реке Липице. Ярослав выдвинулся из Торжка навстречу братьям, которые вели полки из Владимира, Мурома, Суздаля, Нижнего Новгорода, Юрьева (также по данным летописи у них были союзники, некие «бродники»; идентифицировать их пока исследователям не удается). Их силы объединились на реке Гзе. Чуть позднее, после провала переговоров, младшие Всеволодовичи поменяли диспозицию и закрепились на Авдовой горе, где легче было обороняться.

Если строго следовать карте, то коалиционные силы Удатного и Константина Ростовского заняли противоположную возвышенность – Юрьеву гору. Между противниками протекал небольшой ручей Тунег, который впадал в реку Липица.

21 апреля 1216 года началось сражение:

  • дружина Юрия Всеволодовича встала против дружин псковского князя, киевлян и новгородцев Мстислава Удатного;
  • дружина Ярослава Всеволодовича выступила против смоленских полков;
  • младшие Всеволодовичи с муромской дружиной оборонялись против Константина Ростовского.

По данным летописей всего в  липицком сражении участвовало около тридцати тысяч человек, что автоматически делает его самым масштабным сражением времен Удельной Руси. Накануне битвы уверенные в себе суздальцы (князь Юрий считал, исходя из событий 1134, 1147, 1181 годов, что нет такой рати, которая способна противостоять объединенным силам Владимиро-Судздальской земли), увидев босоногих и полураздетых новгородцев, заявили, что они противника «седлами закидают».

Они не знали, что новгородцы привыкли биться, как скандинавские берсеркеры,  «забыв дом и детей», приняв соответствующие отвары, притупляющие чувства холода, страха и боли.  Мстислав Удатный умело вдохновлял свое войско, сражавшееся вдалеке от родной земли. Его слова, сказанные накануне сражения, «там, где Святая София, там и Новгород» станут крылатыми и будут девизом новгородских полков в следующее столетие.

События разворачивались очень быстро: сначала смоляне опрокинули дружину Ярослава Всеволодовича, а потом Мстислав и новгородцы разгромили полки Юрия. Младшие Всеволодовичи дрогнули и побежали. Часть их воинов погибла в ходе отступления, часть утонула в Липице.

По данным Новгородской летописи младшего извода и Никонианской летописи, Юрий и Ярослав потеряли убитыми более девяти тысяч воинов, тогда как новгородцы и смоляне потеряли только шесть человек (5 новгородцев и 1 смолянин). В. Н. Татищев приводит другие цифры: семнадцать с половиной тысяч убитыми у младших Всеволодовичей и две с половиной тысячи убитыми и множество раненых у князей Константина и Мстислава. Особенно сильно в битве пострадала дружина смоленского князя.

Юрий  бежал во Владимир, а Ярослав в Переяславль-Залесский. Причем оба проскакали более шестидесяти километров, потеряв вооружение и доспехи (Юрий, по данным летописца, прискакал во Владимир в одном исподнем).

Феодальная война[править | править код]

Война, исход которой решила Липицкая битва, была порождена двумя причинами – враждой между новгородцами и Владимирской землей и усобицей между самими владимиро-суздальскими князьями.

Первые сполохи грозных событий, всколыхнувших в 1216 г весь Север Руси, показались пятью годами ранее, когда стареющий великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо решил перед смертью назначить уделы своим сыновьям. Старшему Константину он собирался отдать столицу княжества, следующему сыну Юрию – Ростов, Ярославу – Переяславль, Владимиру – Юрьев-Польский, а малолетним Святославу и Ивану подумывал назначить опекуна. 25 – летний Константин, князь Ростова с 1208 г, попросил у отца оба города одновременно. Всеволод отказал и пригласил сына на личную встречу. Когда тот не явился, раздосадованный родитель решился на беспрецендентный шаг: “снял” старшинство в роду с Константина и по решению общеземского веча “вручил” его Юрию Всеволодичу. “Константин же, слышав то, поднял брови свои с гневом на братьев своих, особенно же на Юрия”.

После смерти Всеволода (13 апреля 1212 г) его место занял Юрий, а Константин остался в Ростове и даже не прибыл на похороны отца. В 1213 – 1214 гг Всеволодичи трижды силой оружия пытались решить свой семейный конфликт, и все три раза безуспешно. К 1214 г в Залесской земле наступило затишье: Константин остался в одиночестве, а все его братья сконцентрировались вокруг фактического великого князя.

Дальнейшее развитие конфликт получил в следующем, 1215 г, уже в Новгороде Великом. По весне приглашенный в республику, Ярослав Всеволодович Переяславский велел взять под стражу верных людей предыдущего новгородского князя – Мстислава Мстиславича Удачливого (кстати, собственного тестя). В городе произошли волнения. Ярослав покинул берега Волхова и укрепился на Новом Торгу (ныне – Торжок Тверской обл.).Здесь князь отдал приказ арестовать всех новгородских купцов, находившихся на Переяславщине, а также перекрыл подвоз суздальского хлеба. В Новгороде возник искусственный голод. Доведённые до крайности нуждой и дороговизной (февраль 1216 г), новгородцы с восторгом встретили у св. Софии князя Мстислава Удатного, который неожиданно появился в городе и торжественно пообещал “исправить” все новгородские обиды:

1-го марта, после недолгих сборов новгородское войско выступило в поход. Мстислав повел его далеко в обход Нового Торга – в собственную Торопецкую волость. Здесь он рассчитывал подкормить отощавших воинов и лошадей, а также встретить дружины союзников “Ростиславля племени” – брата Владимира Псковского и двоюродного брата Владимира Рюриковича Смоленского. Около 20 марта Ростиславичи пересекли переяславский рубеж и двинулись вниз по Волге, отсекая Ярослава от баз снабжения и воинских контингентов Владимиро-Суздальской земли. Переяславский князь был вынужден перебраться в Тверь, где 25 марта произошло первое столкновение между противниками. Победу в нём одержали новгородцы. Затем Мстислав отправил посольство с предложениями о союзе ростовскому князю Константину Всеволодичу. На Пасху 10 апреля дружины Мстислава, Владимиров и Константина объединились на Сарском городище (15 км к юго-западу от Ростова). Князья заключили крестоцеловальный договор против Ярослава и остальных Всеволодовичей. Таким образом, семейная ссора 1212 г получила свое продолжение.

17 апреля дружины союзников подошли к Переяславлю-Залесскому. Захваченный “язык” сообщил что Ярослава в городе нет:

Мстиславу стало понятно, что воевать придётся со всем “Большим Гнездом”. А Всеволодовичи времени даром не теряли.

Расчеты движения войск к полю Липицкой битвы показывают, что Юрий Владимирский знал о конфликте Ярослава с новгородцами уже в середине – конце февраля 1216 г. В марте князь поверстал в войско практически всех боеспособных мужчин княжества, в том числе и крестьян (сегодня мы бы назвали это “всеобщей воинской мобилизацией” – кстати, первый известный на Руси случай). Использован был даже контингент верхнедонских бродников – предшественников казаков. Общий сбор всех сил состоялся во Владимире примерно в середине апреля. Около 18-19 апреля севернее Юрьева-Польского ополчения Юрия, Святослава и Ивана Всеволодичей встретились с Ярославом Переяславским. Вот что говорит летопись:

Их численность по тем временам была громадной – 9233 человек. Скорее всего, братья имели четырёх – пятикратный перевес над силами новгородо-смоленско-ростовской коалиции, появившимися здесь во второй половине дня 19 апреля.

Прибытие на поле боя

Утром 20 апреля Мстислав, Константин Ростовский и Владимир Смоленский с полками прибыли к месту будущего сражения, на котором раскинулось три холма. Согласно новгородской летописи, войско Юрия и Ярослава расположилось на средней возвышенности — «Авдоевой горе», укрепленной заостренными кольями и плетнями. В ложбинах были густые заросли, в летописи названные «дебрь».

Перед штурмом усиленных позиций, занятых многосильным противником, Мстислав решил дождаться подхода подкреплений псковских и ростовских ратей. При этом опытный военачальник решил сковать силы противника и послал против них младшую дружину, которая завязывала с противником короткие конные рубки.

Военные действия

До битвы Константин расположился на реке Липице, его союзники рядом с Юрьевом, а суздальские силы – на реке Гзе, с севера впадающей в Колокшу под Юрьевом.

После провала мирных переговоров сражение должно было начаться у Липиц
, но суздальцы отступили на Авдову гору, прикрывшись таким образом оврагом от противников, расположившихся на Юрьевой горе. Мстислав предложил суздальцам либо пустить его на Авдову гору, либо им самим пройти на Юрьеву гору, для чего он готов был отступить обратно к Липицам
, но они отказались, пытаясь использовать выгоды обороняющейся стороны.

р. Колокша, в которую впадает р. Гза, на карте бассейна р. Клязьмы

Сражение произошло 21 апреля. Построение обеих сторон было расчленённым только по фронту и состояло из трёх полков. Юрий встал в центре против Мстислава, Владимира псковского и Всеволода, Ярослав со сторонниками из новгородцев и новоторжцев – на правый фланг против Владимира смоленского, младшие Всеволодовичи – на левый против Константина.

Смоляне и новгородцы атаковали противника в пешем строю через овраг, смоляне подрубили стяг Ярослава. Затем сквозь пешцы
ударили главные силы, Мстислав трижды
проехал сквозь полки противника с топором , закреплённым на руке с помощью ремённой петли.

По данным летописи, дружины Юрия, Ярослава и младших Всеволодовичей только убитыми потеряли 9233 человека. Татищев приводит другие данные: “На том бою побито Юриевых и его братии 17250, ростовцев же, смоленчан и новгородцев – 2550, между которыми много знатных людей и храбрейших воинов пало, раненых же в обоих весьма много было, а более у смоленчан, из-за трудного ради их, ибо гора была им крута и неровна” .

Юрий и Ярослав, спасаясь от смерти и плена, бежали соответственно во Владимир и Переяславль-Залесский, проделав примерно по 60 км каждый, причём первый загнал трёх коней, а второй четырёх. Составить представление об угрожавшей им опасности помогает то, что Юрий прискакал во Владимир в нижнем белье, несмотря на время года (конец апреля) .

Забудем, братья, дом, жен и детей

Утром 21 апреля 1216 года Мстислав увел войска на один из безымянных холмов, которые перекрывали путь к Владимиру. Союзники выстроили армию полумесяцем с лучами внутрь, а Всеволодовичи полумесяцем с лучами наружу. Профессиональных дружинников Всеволодовичи прикрыли пехотой из многочисленного ополчения. Перед боем Мстислав Удатный обратился к воинам с речью, записанной в Новгородской Карамзинской летописи. «Братья, мы вступили в эту сильную землю; станем же твердо, надеясь на Бога, не озираясь назад; побежав, не уйдешь. Забудем, братья, дома, жен и детей, а уж коли умирать — то, кто хочет, пеший, кто хочет — на конях».

Новая распря

В 1215 году Новгород призвал на княжение одного из сыновей Всеслава —  Ярослава. Между горожанами и новым князем произошел конфликт, и Ярослав прервал поставки в город зерна. В Новгороде произошел голод, от которого умерло много людей. Новгородцы обратились за помощью к своему старому князю Мстиславу, который считался отличным воином и носил прозвище Удатный. Поддержали голодающих псковский и смоленский князья. Против коалиции Северо-Западной Руси выступили все Всеволодовичи, кроме старшего Константина, который поддержал Мстислава.

Для борьбы с противником князь Юрий Всеволодович собрал огромное 10-тысячное войско, в которое мобилизовал даже крестьян, что было первым известным случаем набора в армию не профессиональных воинов. Из летописей известно и о бродниках, которых считаются прообразом казаков. В войске Мстислава и Константина были личные княжеские дружины и немногочисленное ополчение. Перед решающим боем князья вступили в переговоры, но они закончились ничем. 19 апреля 1216 году браться Всеволодовичи послали противникам послов с призывом сразиться в урочище под названием Липицы возле города Юрьев-Польский.

Предпосылки

Союзникам благоприятствовало и то, что в княжестве шла борьба за наследство Всеволода Большое Гнездо . Его старший сын Константин не получил от отца великое княжение по той причине, что хотел сконцентрировать в своих руках оба главных города: старую столицу Ростов и новую – Владимир , а следующему по порядку Всеволодовичу,Юрию, предлагал Суздаль . Константин княжил в Ростове, Юрий – во Владимире и Суздале.

Юрий и младшие братья встали на сторону Ярослава, он отступил из Торжка к ним. Константин 9 апреля присоединился к смоленским князьям у Городища на Саре
, между Ростовом и Переяславлем, откуда они вместе двинулись навстречу младшим Всеволодовичам, выступившим из Владимира с муромской помощью. Всеволодовичи ставили перед собой также не только оборонительные цели, о чём свидетельствуют слова Юрия: «Мне, брат, Владимирская земля и Ростовская, тебе – Новгород, Смоленск – брату нашему Святославу, Киев отдай черниговским князьям, а Галич – нам же
». Таким образом, поражение коалиции смоленских князей, новгородцев и Константина могло бы привести к новому масштабному переделу русских земель. На то, что столкновение не было локальным событием, косвенно указывает эпизод с княжением в Переяславле Владимира Всеволодовича. В 1213 году он был послан туда старшими братьями, в 1215 году в бою с половцами (союзниками Мстислава Галицкого) попал в плен, из которого освободился лишь в 1218 году .

Липицкая битва

Липицкая битва
года – сражение 21-22 апреля на р. Липице у г.
Юрьева-Польского между войском Новгорода
Великого под командой кн. Мстислава Мстиславича
Удатного и войском владимирско-суздальских
князей. Последние хотели подчинить себе
Новгородскую феодальную республику, что привело
к ссоре новгородцев с переяславским кн.
Ярославом Всеволодичем, призванным ими к себе на
княжение. Ярослав, покинувший Новгород, перекрыл
подвоз к нему продовольствия, что привело к
голоду в городе. На стороне Новгорода,
вынужденного начать войну, выступили псковские и
смоленские князья, а также ростовский кн.
Константин Всевалодич, желавший занять великий
стол во Владимире. Ярослав и великий кн.
владимирский Юрий Всевлодич, поддержанные
муромскими князьями, надеялись на численный
перевес и отвергли неоднократные предложения о
мире. Они заняли позицию на Авдовой горе, укрепив
её. Владимирско-суздальские князья потерпели жестокое поражение, потеряв, по
словам летописцев, только убитыми более 9 тысяч человек. У победителей
решающую роль в битве сыграли новгородцы и смоляне, бившиеся в пешем строю.
Победа усилила политические позиции Новгорода.

21—22 апреля 1216 года на берегу Липицы произошло сражение, в котором
участвовало объединённое войско Новгорода, Пскова, Смоленска, Торопца,
Ростова, с одной стороны, и княжеские дружины Владимира, Переяславля,
Бродов, Мурома, Суздаля и других уделов — с другой. Объединённое войско
возглавляли торопецкий удельный князь Мстислав Удалой и его союзник —
ростовский князь Константин Всеволодович, оспаривавший великокняжеский
престол у своего брата Юрия Всеволодовича. Последний действовал в союзе с
третьим братом, переяславским князем Ярославом Всеволодовичем, который до
этого был приглашён на княжение в Новгород, но рассорился с новгородцами.
Полки Юрия, Ярослава и других младших братьев Всеволодовичей соединились у
Юрьева-Польского на р, Липица и выбрали позицию на удобном холме. Здесь они
встретили подошедшее объединённое войско Мстислава и Константина.
Противников разделял заболоченный ручей Туген. Сражение началось ранним
утром. Часть пеших воинов Мстислава Удалого перебралась через ручей и
вступила в бой. За ними переправились смоленцы и новгородская дружина. В
результате натиска смоленского полка центр войска Ярослава был потеснён.
Тогда Мстислав бросил в бой конницу, которая трижды прошла сквозь боевые
порядки Юрия, Ярослава и их младших братьев, захватила два стяга и причинила
противнику большой урон. Дружина князя Константина Всеволодовича нанесла
сильный удар во фланг полку Юрия и тем решила исход битвы. Видя полный
разгром, Юрий Всеволодович бросил остатки своей рати и вместе с братьями
бежал во Владимир. По данным летописи, дружины Юрия, Ярослава и младших
Всеволодовичей только убитыми потеряли 17 250 человек. Потери объединённого
войска составили 2550 человек. Исход Л. б. решило пешее войско новгородцев и
смоленцев, которое умело маневрировало на поле боя и взаимодействовало с
конницей. В итоге Л. б. 1216 года Юрию пришлось уступить владимирский
престол своему старшему брату Константину, а самому согласиться на
ростовский удел. После победы новгородцев в Л. б. влияние Новгорода
значительно усилилось, а власть великого князя ослабла из-за образования
новых удельных княжеств, противившихся созданию централизованного Русского
государства.

П. А. Сидоров.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т.
5.

Литература:

История СССР. Изд. 3-е. Ч. 1. М., 1974, с. 98—99;

Татищев В. Н. История Российская. Т. 3. М.—Л., 1964, с. 116—119, 193—199;

Лихачев Д. С. Новгород Великий. Очерк истории культуры Новгорода XI—XVII
вв. М., 1959;

Новгородские летописи. Спб., 1879.

Rate article