Урочище: тайна древнего места силы и магии

О селе

Предпосылки

Прежде чем рассматривать предпосылки, приведшие к битве, необходимо уточнить информацию об основных сторонах конфликта.

Первая сторона (младшие Всеволодовичи + князья муромские)

Князья Года жизни Занимаемый престол (на 1216 год)
Юрий Всеволодович 1188-1238 Великий князь владимирский
Ярослав Всеволодович 1190-1246 Князь переславль-залесский
Святослав Всеволодович 1196-1252 Князь юрьевский
Иван Всеволодович 1197-1247 Без удела
Давид Юрьевич (тесть Святослава Всеволодовича) ?-1238 Князь муромский

Вторая сторона (ростово-смоленско-новгородский союз)

Князья Года жизни Занимаемый престол (на 1216 год)
Мстислав Удатный 1176-1228 Без удела (из смоленских Рюриковичей)
Константин Всеволодович (старший сын Всеволода Большое Гнездо) 1185-1218 Князь ростовский
Владимир Рюрикович 1187-1239 Князь смоленский
Владимир Мстиславович 1178-1226 Князь псковский
Всеволод Мстиславович (сын действующего великого киевского князя) неизвестно Без удела, командовал дружиной отца

Таким образом, в междоусобной войне 1212-1216 года участвовали князья северо-востока и северо-запада Руси, за исключением Всеволода Мстиславовича. Южные и юго-западные Рюриковичи в конфликт  напрямую не вмешивались.

Предпосылками  конфликта стали два события:

  • передача великокняжеского владимирского престола Всеволодом Юрьевичем второму сыну Юрию в обход старшего сына Константина в 1211 году;
  • конфликт Ярослава Всеволодовича, с 1215 года князя новгородского, с новгородским боярством.

Всеволод Большое Гнездо не желал нарушать лествичное право и перед смертью желал передать престол Константину, но последний не захотел отказываться от ростовского княжения, которое по закону должно было перейти Юрию. Тогда было принято решение сделать великим князем владимирским Юрия, а Константину оставить Ростов, Ярославль, Белоозеро, Углич, Устюг.

Старший Всеволодович отказался принять волю отца, после смерти которого, в 1212 году, начал борьбу с младшим братом, желая объединить «под своей рукой» два главных престола Владимиро-Суздальской земли. Так началась новая княжеская междоусобица. До 1214 года Константин трижды предпринимал попытки добиться владимирского княжения, но они провалились, и конфликт на время затих.

Ярослав Всеволодович, третий по старшинству брат, стал в 1215 году князем новгородским.  Он сразу начал проводить жесткую политику по отношению к местной аристократической верхушке.  Когда новгородское боярство взбунтовалось, Ярослав бежал в Торжок, объявив Новгороду продовольственную блокаду (перекрыл поставки хлеба из Суздаля). В городе начался голод, и жители обратились за помощью к своему старому князю Мстиславу Удатному, который решил поддержать их и вернуть себе новгородское княжение.

Константин Всеволодович  посчитал, что конфронтацию младшего брата с Мстиславом Удатным можно обернуть в свою пользу, и присоединился к новгородско-смоленскому союзу, тогда как на сторону Ярослава встали его старший брат Юрий и младшие братья Всеволодовичи.

https://youtube.com/watch?v=GR_zA6VaOJc

Что такое урочище?

Истоки слова «урочище» уходят в стародавние времена, поэтому о его происхождении и изначальном толковании сложно судить однозначно. Вероятнее всего оно образовалось от родственных слов «урок» или «урочный». Уроком называли как нечистый сглаз, проклятие, так и условие либо некую сделку. Глагол «урочить» означал сглазить, испортить либо нарекать, а слово «урочный» — условленный или заранее установленный. Урочище: тайна древнего места силы и магиим же называли:

  • Определённое место, о котором говорилось в неком уговоре. Первоначально урочища могли быть связаны с человеческой деятельностью, например, вырубкой леса.
  • Также урочищем называли характерную природную особенность, служившую естественной границей — межой — например, овраг, отделяющий луг от леса. Кстати, землемеров называли «урочниками».

Названия самих урочищ также в основном связаны с какими-либо природными или историческими отличиями, характерными для местности. Со временем они менялись, забывались либо приобретали новое толкование. Те урочища, которые обозначают заброшенные древние поселения или скопления причудливых камней — то ли естественного, то ли рукотворного происхождения, часто овеяны легендами и так или иначе связаны с местными преданиями. Подобные места не без оснований притягивают историков, археологов, геологов, кладоискателей, эзотериков и просто туристов.

Урочища Крыма

Географическое положение, природа, климат и история сделали Крым одним из самых популярных мест для туризма. Особый интерес представляют и урочища Крыма, среди которым много поистине уникальных объектов.

Артек

Известный на весь мир детский лагерь получил своё название от одноимённого урочища, расположенного у подножия горы Аю-Даг.

Артек богат на археологические находки. Советские учёные обнаружили здесь остатки поселения, существовавшего около двух тысяч лет назад. Ещё раньше на территории урочища обитал народ тавров, оставивший после себя многочисленные дольмены — Таврские каменные ящики. На протяжении всей истории эти места то разорялись, то заселялись вновь — так, в VIII поселения Артека были разорены хазарами, после чего уже в 1475 году эти земли были завоеваны турками. Во времена Российской империи здесь расположились частные дома, после чего место стало курортом, а в XX веке — превратилось в один из крупнейших детских лагерей отдыха в мире.

Как и рядом со многими другими старыми урочищами, здесь часто наблюдают НЛО и фиксируют различные аномальные явления.

Версии происхождения слова «артек»:

  • «άρκτος« — «арктос» (греч.) — медведь. Кстати, расположенная рядом гора Аю-Даг означает ровно то же самое — «Медведь-гора» (тюркск.).
  • «oρτύκια« — «ортека» (греч.) — перепёлка. Во время перелётов здесь действительно останавливаются большие стаи этих птиц.
  • «άρτος” (греч.) — хлеб.
  • «артык» — слово тюркского происхождения, означающее «буйвол».

Демерджи

Главной частью урочища является «Долина привидений», наполненная каменными валунами причудливых форм. Фигуры напоминают статуи людей, животных, вымышленных существ и загадочных предметов. Примечательно, что само название «демерджи» с крымско-татарского переводится как «кузнец», так что долина, возможно, издревле считалась результатом трудов некого искусного кузнеца, хотя ученые, конечно, не признают никакие иные версии, кроме природного происхождения каменных исполинов вследствие выветривания (кстати, сам факт имевшего место выветривания скальных пород не отменяет того, что древние люди могли заметить сходство некоторых валунов с людьми и животными и намеренно его усилить – такая “частичная” обработка мегалитических камней встречается в мире повсеместно). 

Местные же легенды гласят, что застывшие фигуры — это окаменевшие воины. Особенно эффектно каменные фигуры выглядят в тумане, который здесь встречается очень часто — при этом, в зависимости от формы и плотности тумана, освещения и времени суток они каждый раз выглядят совершенно по-разному.

Урочище: тайна древнего места силы и магии Демерджи — единственное в Крыму место, где можно наблюдать редкое оптическое явление, называемое горным или Брокенским призраком. Это интересный эффект, когда тень от смотрящего может проявиться на облаках или в тумане в противоположном от солнца направлении. Такая тень часто бывает невероятно большого размера и может быть окружена радужным кольцом — глорией.

Конечно, это лишь малая часть урочищ, разбросанных по территории нашей страны и далеко не все из них исследованы

Обратите внимание на урочища, которые отмечены на картах вашей местности, поищите местные легенды, которые могут объяснять их названия и особенности – и обязательно напишите в комментариях о самых интересных.

Вместо послесловия

Ну вот, со словечком, озаглавливающим сию статью, мы, кажется, разобрались. Теперь же самое время ответить на вопрос, заданный нашим читателем. Почему этот сайт называется “урочище”?

Когда наш администратор только собирался создать его – он перебирал разные варианты названий, стараясь применить такое, которое бы отражало в одном слове всю тематику ресурса (а она у нас весьма широкая и включает в себя рыбалку, походы, сплавы, покатушки, природные достопримечательности и т. п.). Слово “урочище” из всех прочих вариантов подходило лучше всех. Вот его и взяли, ибо урочище – это место, где сходятся тропы:

  1. Простых гуляк-туристов;
  2. Рыбаков и сплавщиков (в случае расположения на берегу реки или озера);
  3. Покатушечников;
  4. Экстремалов и прочих искателей приключений на пятую точку;

А вообще – всех тех, кто явно не ровно дышит к природе и старается вести активный образ жизни.

Примечания

Примечания
↑1 Фация – (от латинского “facies” — лицо, облик, наружность, форма) — элементарная неделимая географическая единица. Простым языком говоря – такой участок местности, который на всём своём протяжении одинаков и однороден, как в плане физико-географических условий, так и в плане обитающей в нём фауны и растущей на нём флоры. То бишь – фация есть единица ландшафта, стало быть вся поверхность нашего земного шарика (как суша, так и море-океан) делится на разнообразные фации. А вот сами фации делить на что-то уже смысла нет. Пример фации: небольшая берёзовая рощица посреди здоровенного травяного луга.
↑2 Рельеф нашей планетки, как известно – представлен разнообразными формами, среди которых чётко выделяются несколько основных, таких как гора, котловина, хребет, лощина и седловина. Однако, у форм рельефа могут быть разные и совершенно несопоставимые между собой размеры. В связи с этим обстоятельством, географам пришлось ввести иерархию среди них. Самый верхний уровень данной иерархии – планетарные формы (материк, ложе океана), затем идут (по понижению) мегаформы (впадина моря, например – Чёрного, горная система, например – Урал), после них – макроформы (отдельные хребты и впадины какой-либо горной страны, например – Главный Уральский хребет), ещё меньший размер имеют мезоформы (овраг, долина ручья, горный хребет, пещера), далее идут микроформы (карстовая воронка, колодец), наконец – самые маленькие формы рельефа это наноформы (кротовина, кочка и т. д.).
↑3 Плакоры – пологие равнины и плато, являющиеся естественными водоразделами, то есть расположенные меж двух или более низин, образованных бегучей водой (ручьями, реками, весенними стоками)). Как правило, имеют устоявшуюся экосистему и характерную для данной местности флору и фауну.
↑4 То есть – урочище может состоять из фаций, в то же время являясь составной частью ландшафта.

Урочища на картах

Весьма интересен тот факт, что львиная доля урочищ на топографических картах связана с деятельностью человека, и в большинстве случаев являет собой заброшенные деревни (реже – покосы, или места, в которых когда-то что-то происходило или велась какая-то деятельность). Примеры – ур. Воробьи (бывшая деревня), ур. Родина (тоже бывшая деревня), ур. Медяковские Елани (покосы), ур. Печи (место, где стояли печи для обжига известняка), ур. 2-е Северные Угли (одно из нескольких мест, где жгли уголь), ур. Солдатское (также наверняка бывшее поселение). А вот такие примеры, как ур. Круглое Болото, ур. Высокая степь, ур. Двуречье – явно не относятся к деревням и прочим антропогенным объектам, а обозначают именно природные места, отличные от окружающего ландшафта.

Рис. 1. Пример “антропогенного” урочища: некогда здесь находился маленький населённый пункт (как видим – даже пруд от него к моменту составления карты остался).

Рис. 2. А вот пример “природного” урочища. Место, обведённое маркером, отличается от окружающей местности тем, что не имеет леса и расположено на склоне горы.

Охраняемые урочища России

Урочища, представляющие особую научную, эстетическую или природоохранную ценность, часто выделяются в отдельные заповедные зоны. Многие урочища входят в состав уже существующих национальных парков, заповедников и заказников.

Бекарюковский бор

Это урочище протянулось вдоль высокого правого берега реки Нежеголь в Белгородской области и считается природным заказником регионального уровня. На его территории произрастает реликтовая меловая сосна, занесённая в Красную книгу России, а также другие редкие растения. Поэтому флора Бекарюковского бора еще с XIX века привлекает исследователей-ботаников и экологов. В советское время урочище пострадало от начавшейся разработки меловых карьеров и посадок интродуцированных видов растений.

Куртяево

Живописное лесистое урочище в Архангельской области недалеко от побережья Белого моря. На его территории расположены десятки минеральных источников — остаточные проявления древнего вулканизма. Ценным архитектурным объектом считается расположенная здесь Алексеевская церковь, основанная в начале XVIII века. Кроме того, на территории Куртяево имеются следы стоянки древнего человека, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры. Урочищу присвоен статус регионального памятника природы.

Чарские пески

Данное урочище представляет собой миниатюрную пустыню — шириной 5 км и длиной 10 км. Расположено оно в Забайкальском крае, а точнее — в Чарской впадине среди трёх речных долин и считается памятником природы регионального значения. Одна из особенностей необычной местности — быстрый, если не сказать резкий, переход от сосновых и лиственничных лесов к песчаным дюнам. Согласно версии официальной науки Чарские пески возникли в последний ледниковый период от 55 до 100 тысяч лет назад и являются частью исчезнувшего озера, образованного стоком с ледника Сакукан.

Значение слова «урочище» на картах

В современном толковании «урочище» имеет несколько значений. Как и в прошлом, сейчас урочищами именуются участки, отделяющие одну местность от другой, отличительные ориентиры, а также выделяющиеся географические объекты — места с характерными особенностями, контрастирующие с окружающей местностью. Это могут быть:

  • небольшая гора или болотце посреди леса;
  • приметная роща или бор посреди лугов;
  • скальный массив необычной формы в степи;
  • каменные мегалиты контрастирующие с обычным для данной местности рельефом;
  • отдельно расположенное поселение (хотя в случае с населёнными пунктами урочищами чаще считают только покинутые места);
  • И др.

Характер урочища часто можно понять по самому названию. Скажем, Зеленый Мхи, почти наверняка, относятся к ландшафтному ориентиру, а условное урочище Филимоново скорее будет связано с деятельностью человека.

На картах, изданных в России или в странах бывшего СССР, урочищами названы некоторые территории с устойчивыми названиями у местных жителей, что также укладывается в общее определение — раз им дано название, значит, они чем-то примечательны.

Специальных карт или полного списка урочищ России не существует, но, как уже было упомянуто, они часто отмечаются на топографических картах

Пересчитать или подробно рассмотреть все урочища едва ли возможно, поэтому в рамках статьи уделим внимание лишь нескольким, наиболее интересным.

Слово “урочище” в научном употреблении

Однако, как оказалось, оное словечко употребляется не только в повседневной речи, но и является географическим (а стало быть – научным) термином. И вот как его смысл раскрывает географический словарь (все неведомые простому обывателю понятия помечены сносками-примечаниями, которые расшифровываются в конце статьи, или при наведении курсора на цифру):

Как видим – в географии понятие “урочище” более чётко раскрыто (с научной точки зрения), и по смыслу несколько отличается от своего тёзки из разговорной речи. Хотя, также определяет некое место с оригинальными чертами, ограниченное каким-то одним проявлением рельефа.

Военные действия

До битвы Константин расположился на реке Липице, его союзники рядом с Юрьевом, а суздальские силы – на реке Гзе, с севера впадающей в Колокшу под Юрьевом.

После провала мирных переговоров сражение должно было начаться у Липиц
, но суздальцы отступили на Авдову гору, прикрывшись таким образом оврагом от противников, расположившихся на Юрьевой горе. Мстислав предложил суздальцам либо пустить его на Авдову гору, либо им самим пройти на Юрьеву гору, для чего он готов был отступить обратно к Липицам
, но они отказались, пытаясь использовать выгоды обороняющейся стороны.

р. Колокша, в которую впадает р. Гза, на карте бассейна р. Клязьмы

Сражение произошло 21 апреля. Построение обеих сторон было расчленённым только по фронту и состояло из трёх полков. Юрий встал в центре против Мстислава, Владимира псковского и Всеволода, Ярослав со сторонниками из новгородцев и новоторжцев – на правый фланг против Владимира смоленского, младшие Всеволодовичи – на левый против Константина.

Смоляне и новгородцы атаковали противника в пешем строю через овраг, смоляне подрубили стяг Ярослава. Затем сквозь пешцы
ударили главные силы, Мстислав трижды
проехал сквозь полки противника с топором , закреплённым на руке с помощью ремённой петли.

По данным летописи, дружины Юрия, Ярослава и младших Всеволодовичей только убитыми потеряли 9233 человека. Татищев приводит другие данные: “На том бою побито Юриевых и его братии 17250, ростовцев же, смоленчан и новгородцев – 2550, между которыми много знатных людей и храбрейших воинов пало, раненых же в обоих весьма много было, а более у смоленчан, из-за трудного ради их, ибо гора была им крута и неровна” .

Юрий и Ярослав, спасаясь от смерти и плена, бежали соответственно во Владимир и Переяславль-Залесский, проделав примерно по 60 км каждый, причём первый загнал трёх коней, а второй четырёх. Составить представление об угрожавшей им опасности помогает то, что Юрий прискакал во Владимир в нижнем белье, несмотря на время года (конец апреля) .

Феодальная война[править | править код]

Война, исход которой решила Липицкая битва, была порождена двумя причинами – враждой между новгородцами и Владимирской землей и усобицей между самими владимиро-суздальскими князьями.

Первые сполохи грозных событий, всколыхнувших в 1216 г весь Север Руси, показались пятью годами ранее, когда стареющий великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо решил перед смертью назначить уделы своим сыновьям. Старшему Константину он собирался отдать столицу княжества, следующему сыну Юрию – Ростов, Ярославу – Переяславль, Владимиру – Юрьев-Польский, а малолетним Святославу и Ивану подумывал назначить опекуна. 25 – летний Константин, князь Ростова с 1208 г, попросил у отца оба города одновременно. Всеволод отказал и пригласил сына на личную встречу. Когда тот не явился, раздосадованный родитель решился на беспрецендентный шаг: “снял” старшинство в роду с Константина и по решению общеземского веча “вручил” его Юрию Всеволодичу. “Константин же, слышав то, поднял брови свои с гневом на братьев своих, особенно же на Юрия”.

После смерти Всеволода (13 апреля 1212 г) его место занял Юрий, а Константин остался в Ростове и даже не прибыл на похороны отца. В 1213 – 1214 гг Всеволодичи трижды силой оружия пытались решить свой семейный конфликт, и все три раза безуспешно. К 1214 г в Залесской земле наступило затишье: Константин остался в одиночестве, а все его братья сконцентрировались вокруг фактического великого князя.

Дальнейшее развитие конфликт получил в следующем, 1215 г, уже в Новгороде Великом. По весне приглашенный в республику, Ярослав Всеволодович Переяславский велел взять под стражу верных людей предыдущего новгородского князя – Мстислава Мстиславича Удачливого (кстати, собственного тестя). В городе произошли волнения. Ярослав покинул берега Волхова и укрепился на Новом Торгу (ныне – Торжок Тверской обл.).Здесь князь отдал приказ арестовать всех новгородских купцов, находившихся на Переяславщине, а также перекрыл подвоз суздальского хлеба. В Новгороде возник искусственный голод. Доведённые до крайности нуждой и дороговизной (февраль 1216 г), новгородцы с восторгом встретили у св. Софии князя Мстислава Удатного, который неожиданно появился в городе и торжественно пообещал “исправить” все новгородские обиды:

1-го марта, после недолгих сборов новгородское войско выступило в поход. Мстислав повел его далеко в обход Нового Торга – в собственную Торопецкую волость. Здесь он рассчитывал подкормить отощавших воинов и лошадей, а также встретить дружины союзников “Ростиславля племени” – брата Владимира Псковского и двоюродного брата Владимира Рюриковича Смоленского. Около 20 марта Ростиславичи пересекли переяславский рубеж и двинулись вниз по Волге, отсекая Ярослава от баз снабжения и воинских контингентов Владимиро-Суздальской земли. Переяславский князь был вынужден перебраться в Тверь, где 25 марта произошло первое столкновение между противниками. Победу в нём одержали новгородцы. Затем Мстислав отправил посольство с предложениями о союзе ростовскому князю Константину Всеволодичу. На Пасху 10 апреля дружины Мстислава, Владимиров и Константина объединились на Сарском городище (15 км к юго-западу от Ростова). Князья заключили крестоцеловальный договор против Ярослава и остальных Всеволодовичей. Таким образом, семейная ссора 1212 г получила свое продолжение.

17 апреля дружины союзников подошли к Переяславлю-Залесскому. Захваченный “язык” сообщил что Ярослава в городе нет:

Мстиславу стало понятно, что воевать придётся со всем “Большим Гнездом”. А Всеволодовичи времени даром не теряли.

Расчеты движения войск к полю Липицкой битвы показывают, что Юрий Владимирский знал о конфликте Ярослава с новгородцами уже в середине – конце февраля 1216 г. В марте князь поверстал в войско практически всех боеспособных мужчин княжества, в том числе и крестьян (сегодня мы бы назвали это “всеобщей воинской мобилизацией” – кстати, первый известный на Руси случай). Использован был даже контингент верхнедонских бродников – предшественников казаков. Общий сбор всех сил состоялся во Владимире примерно в середине апреля. Около 18-19 апреля севернее Юрьева-Польского ополчения Юрия, Святослава и Ивана Всеволодичей встретились с Ярославом Переяславским. Вот что говорит летопись:

Их численность по тем временам была громадной – 9233 человек. Скорее всего, братья имели четырёх – пятикратный перевес над силами новгородо-смоленско-ростовской коалиции, появившимися здесь во второй половине дня 19 апреля.

Калбак-Таш

Урочище: тайна древнего места силы и магии расположенное на правом берегу реки Чуя знаменито, прежде всего, своими петроглифами, зооморфными и солярными изображениями и руническими надписями. Это настоящий парк древнего искусства и наскальных рисунков — всего на территории урочища найдено более 5 000 изображений со сценами охоты, быта, изображений животных, людей и вовсе неопознанных объектов. Впрочем, значительная часть рисунков прекрасно «считывается» без дополнительных пояснений.

Считается, что рисунки здесь создавались с древнейших времен до вплоть до X века. А для местного населения урочище и по сей день остается священным местом.

Все изображения можно условно разделить на четыре крупные группы, для каждой из которых характерны определенные стилистические особенности и сюжеты:

  • Эпоха неолита (VI — IV тыс. до н. э.) — изображения крупного размера, в основном олени и козлы.
  • Эпоха бронзы (III — I тыс. до н. э.) — самое большое количество рисунков с наибольшим разнообразием сюжетов: реальные (медведи, змеи и др.) и мифические животные, вооруженные воины, женские изображения, погонщики, вьючные быки и колесницы, солярные символы. 
  • Эпоха скифов (VIII — III век до н. э.) — изображения в характерном скифском стиле, преимущественно посвященные собакам, лошадям, волкам и охоте на оленей. 
  • Древнетюркская эпоха (VII — X века) — в основном сцены охоты на медведей, быков и оленей.

Урочища Ленинградской области

Согласно официальной версии истории территория современной Ленинградской области была заселена вскоре после окончания ледникового периода. Позднее здесь проходил Волжский торговой путь и знаменитый Путь из варяг в греки, шли русско-шведские войны. Богатая история со множеством событий, конечно, нашла отражение в местных памятниках археологии.

Плакун

Урочище: тайна древнего места силы и магии находится на берегу реки Волхов, напротив первой «столицы» древней Руси — Старой Ладоги, которая сегодня имеет статус сельского поселения, однако, раньше, на пересечении оживленных торговых путей, была важнейшим стратегическим пунктом. Именно здесь начал свое княжение Рюрик, здесь же был опорный пункт Вещего Олега. Кстати, в расположенном неподалеку от Старой Ладоге другом урочище «Сопки» находится внушительный курган, который по преданию является могилой самого Олега. Читать подробнее.

На территории урочища Плакун обнаружены многочисленные археологические находки: части амфоры, упряжь, погребения, а также остатки порядка 15 курганов, датируемые IX–X веками. Интересно, что далеко не во всех курганах (лишь в половине) были найдены погребения — остается гадать были ли они разграблены ранее, возведены «заранее», но не использованы или же вовсе курган был не тем или не только тем, чем мы представляем его сегодня. Споры о характере найденных захоронений также идут по сей день — одни археологи, считают, что найденные остатки сожжённой ладьи и некоторые другие артефакты ясно указывают на норманнов, другие считают, что в курганах покоятся представители местной ладожской знати.

Слово “урочище” в широком понимании

Начнём, пожалуй, с определения. Вот что говорят по этому поводу толковые словари:

  1. Толковый словарь Ожегова: урочище – участок, отличный от окружающей местности, например – болото, лесной массив (первоначально также участок местности как естественная граница между чем-нибудь).
  2. Толковый словарь Ушакова: урочище – естественная граница, природная межа (например: река, лес, гора, овраг и т. п.). Участок, местность, отличающаяся от окружающей какими-нибудь естественными признаками, например – лес среди поля, болото и т. п.

Двух вышеприведённых словарей уже достаточно для того, чтобы понять, что означает слово “урочище” в разговорном языке.

Урочища Алтая

Алтайские горы — уникальный регион нашей страны, климат и фауна которого практически не изменились со времён последнего ледникового периода. Первозданная величественная природа, многочисленные следы древнейших человеческих стоянок и удивительные археологические артефакты, этническое многообразие и удивительный сплав разных культур неизменно привлекают сюда исследователей и туристов.

Аккурум

Самые примечательные объекты урочища называются каменными грибами — это столбы высотой от 2 до 20 метров, увенчанные характерными каменными шляпками. Считается, что такая форма рельефа возникает естественным путем под воздействием сил природы — более «мягкая» порода ножки выветривается быстрее, чем более твердая порода «шляпки», что и создает в результате грибообразный силуэт. В геологии такой процесс называется денудацией — неоднородным вымыванием горных пород. Интересно, что «ножка» гриба шероховатая с выступающими мелкими камешками, а вот поверхность шляпки — гладкая. Впрочем, что ни говори, а глядя на эти каменные исполины, глазам трудно поверить в то, что их действительно выточил ветер.

Положение и количество каменных грибов со временем изменяется: старые грибы разрушаются, в том числе в результате землетрясений, так в 2003 году после серии землетрясений стразу несколько каменных великанов лишились своих шляп.

Рядом с урочищем протекает река Чулышман, впадающая в расположенное неподалёку Телецкое озеро. С алтайского языка название «Аккурум» переводится как «Белая осыпь».

Происхождение слова “урочище”

Возникает вопрос – а почему подобные географические объекты называют именно “урочищами”, а не как-либо иначе (например “местами”, “местностями” и т. д.)? Более-менее внятный ответ на этот вопрос можно получить, ежели копнуть в направлении этимологии, то бишь – уточнить подробности происхождения данного слова в нашем языке.

Оно, это происхождение, весьма туманно, хотя здесь явно прослеживается связь со словом “урок”, которое в нашем языке нынче весьма тесно связано с обучением и получением образования. “Урок” – это и временной интервал между переменами в школе, и заданное на дом задание, и некий опыт (зачастую не совсем приятный), полученный кем-то в результате совершённой ошибки.

Тем не менее, в прошлом значение у этого слова было несколько иным. Оно означало условие, завершение или сделку. “Урочный” – установленный, условленный. Однако, ранее в нашем языке свободно гуляло ещё одно словечко – “урочить” (нарекать, назначать впредь, предсказывать). Сейчас, к сожалению, оно не употребляется, но с ним этимология “урочища” становится ещё более понятной.

Выходит так, что изначально “урочищем” называли конкретное место, фигурирующее в неком уговоре, стало быть – все первые урочища были связаны именно с деятельностью человека (рубкой древесины, косьбой, выжиганием угля, определением границ и т. д.). А потом народ, видимо, догадался для удобства называть данным словом и природно-географические объекты.

Rate article