Забытые сражения на поле Липицкой битвы: история, которую стоит вспомнить

Липицкая битва - итоги и последствия кровавого побоища О селе

Основные военные действия

Силы коалиции князей во главе с Мстиславом Удатным и Константином Всеволодовичем заняли города Тверь, Кснятин, Переславль-Залесский, осадили Юрьев, который стоял на реке Липице. Ярослав выдвинулся из Торжка навстречу братьям, которые вели полки из Владимира, Мурома, Суздаля, Нижнего Новгорода, Юрьева (также по данным летописи у них были союзники, некие «бродники»; идентифицировать их пока исследователям не удается). Их силы объединились на реке Гзе. Чуть позднее, после провала переговоров, младшие Всеволодовичи поменяли диспозицию и закрепились на Авдовой горе, где легче было обороняться.

Если строго следовать карте, то коалиционные силы Удатного и Константина Ростовского заняли противоположную возвышенность – Юрьеву гору. Между противниками протекал небольшой ручей Тунег, который впадал в реку Липица.

21 апреля 1216 года началось сражение:

  • дружина Юрия Всеволодовича встала против дружин псковского князя, киевлян и новгородцев Мстислава Удатного;
  • дружина Ярослава Всеволодовича выступила против смоленских полков;
  • младшие Всеволодовичи с муромской дружиной оборонялись против Константина Ростовского.

По данным летописей всего в  липицком сражении участвовало около тридцати тысяч человек, что автоматически делает его самым масштабным сражением времен Удельной Руси. Накануне битвы уверенные в себе суздальцы (князь Юрий считал, исходя из событий 1134, 1147, 1181 годов, что нет такой рати, которая способна противостоять объединенным силам Владимиро-Судздальской земли), увидев босоногих и полураздетых новгородцев, заявили, что они противника «седлами закидают».

Они не знали, что новгородцы привыкли биться, как скандинавские берсеркеры,  «забыв дом и детей», приняв соответствующие отвары, притупляющие чувства холода, страха и боли.  Мстислав Удатный умело вдохновлял свое войско, сражавшееся вдалеке от родной земли. Его слова, сказанные накануне сражения, «там, где Святая София, там и Новгород» станут крылатыми и будут девизом новгородских полков в следующее столетие.

События разворачивались очень быстро: сначала смоляне опрокинули дружину Ярослава Всеволодовича, а потом Мстислав и новгородцы разгромили полки Юрия. Младшие Всеволодовичи дрогнули и побежали. Часть их воинов погибла в ходе отступления, часть утонула в Липице.

По данным Новгородской летописи младшего извода и Никонианской летописи, Юрий и Ярослав потеряли убитыми более девяти тысяч воинов, тогда как новгородцы и смоляне потеряли только шесть человек (5 новгородцев и 1 смолянин). В. Н. Татищев приводит другие цифры: семнадцать с половиной тысяч убитыми у младших Всеволодовичей и две с половиной тысячи убитыми и множество раненых у князей Константина и Мстислава. Особенно сильно в битве пострадала дружина смоленского князя.

Юрий  бежал во Владимир, а Ярослав в Переяславль-Залесский. Причем оба проскакали более шестидесяти километров, потеряв вооружение и доспехи (Юрий, по данным летописца, прискакал во Владимир в одном исподнем).

Rate article